На главную страницу

Современный ученик уже никому ничего не должен. Это мы должны создать оптимальные условия для его личностного развития. «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность, а затем удовлетворять ее. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум» (Анатоль Франс). Давно это было сказано, но приобрело особую актуальность именно сейчас.

Наша жизнь неразрывно связана с техническим прогрессом, который практически повсеместно захватил все структуры. Не стала исключением и современная школа. Однако, необходимо понять, что информатизация —; это не только приобретение компьютеров и обеспечение доступа к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества.
Я работаю в школе уже 32 года. В моей практике приходится работать с разными учениками, классами (одни дети все схватывают налету, другим приходится долго объяснять, возвращаться к вышесказанному, тем временем, первые уже сидят без дела).
Последние 10 лет возникла необходимость в применении чего-то нового, интересного, что позволило бы больше заинтересовать современного школьника, самой не уступить в знании компьютера, добиваться применения различного готового информационного материала, а также и самой начать изобретать что-то новое.
На помощь пришли новые педагогические технологии, в том числе и информационные. Я, как и многие учителя, используя имеющиеся в коммерческой продаже диски с учебным материалом, часто испытывала неудовлетворенность, ощущение недоработки, отсутствие адаптации этих дисков к школьному учебному процессу. Как правило, из всего материала, представленного на таких дисках, можно и хочется показать ученикам лишь отдельно взятые рисунки, фотографии, видеофрагменты. Можно, конечно, установить сразу несколько учебных программ от разных производителей, чтобы иметь наиболее полный набор материалов для проведения уроков. Но… Запуск нескольких программ и метание между ними приводит к непроизводительным временным затратам и сводит на нет усилия учителя, затраченные на привлечение внимания учеников к изучаемой теме урока. Скомпоновать связанный темой урока блок материалов из нескольких коммерческих дисков нет возможности по той простой причине, что это именно коммерческие программные продукты и их производители абсолютно не заинтересованы во взаимной совместимости, а также в предоставлении отчуждаемости своих материалов. То есть, нельзя изъять понравившееся материалы из этих дисков и объединить в одну презентацию к уроку. Да это и неправомерно, так как нарушает авторские права производителей учебных материалов и лицензионное соглашение пользователя.
С 2005 по 2008 года я сотрудничала с фирмой «ДОС», занимаясь созданием обучающего диска по анатомии и физиологии человека по заказу Национального Фонда Подготовки Кадров (НФПК) при содействии Международного Банка Развития. К сожалению, диск так и не вышел в печать — как всегда не хватило денег. Изготовленные мною материалы в виде отчуждаемых ресурсов были размещены в Российских Цифровых Образовательных Ресурсах (ЦОРах) в сети интернет. Это, казалось бы, хорошо. Между тем, на мой взгляд, материалы скомпонованы неудачно — рассортированы по алфавиту, но никак не по теме уроков, что затрудняет их использование практическими учителями. Сами же материалы нравятся моим коллегам. Когда я знакомлю учителей биологии с рабочей версией диска «Анатомия и физиология», многие просят сделать им копию. Я так и делаю, конечно. Однако, массовое тиражирование этого диска было бы незаконно, так как я автор и создатель лишь содержащихся на диске образовательных ресурсов (ими я могу распоряжаться как мне угодно), но не программной оболочки, созданную программистами фирмы «ДОС».
Имея опыт создания подобных образовательных ресурсов, я решила сделать доступными созданные мною материалы любому заинтересованному учителю и ученику. Так возник проект создания собственного сайта (http://modernbiology.ru), где бы я могла размещать уже готовые и вновь создаваемые материалы, помогающие учителям в оснащении уроков необходимым мультимедиа и интерактивным материалом, а ученикам — подготовиться к уроку и проверить свои знания. Полагаю, что 24 года работы в школе, позволят мне создать адаптированные к учебному процессу информационные блоки, отвечающие нуждам как учителей, так и учеников.
Целью моего проекта является создание Интернет ресурса, содержащего интерактивный материал для учащихся и учителей, а также информационные задания для индивидуальной работы учащихся.
Использование таких ресурсов должно повысит мотивацию учащихся, стимулировать их увлеченность школьным предметом, способствовать повышению эффективности образовательного процесса. Работа с такого рода материалом направлено на подготовку учащихся к жизни (развитие компетентностей) в информационном обществе, включая формирование таких характеристик, как:

  • Способность учиться;
  • Коммуникабельность, умение работать в коллективе (технология общения);
  • Способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;
  • Способность самостоятельно мыслить и действовать;
  • Способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общеучебные умения и навыки.

    Сайт существует с октября 2009 года. Но уже за время существования получил признание у ряда учащихся, преподавателей, родителей. Облегчается индивидуальная работа с учениками, которые получают задание дистанционно, выполняют его дома, при этом сокращается затрата времени на уроках на записи, а также помогает ученикам получить дополнительные отметки. Ценность такой работы в том, что ученики, выполняя задание дома, стараются максимально правильно его выполнить, изыскивая различные возможности в поисках нужной информации, и также анализируя найденный материал, выбирать нужное единственно правильное решение (на уроках они бы благополучно списали у более успевающего товарища). Это своеобразная исследовательская деятельность и анализ источников информации. Ученик сам того не подозревая выучивает материал, причем с дополнительными знаниями, не ограничиваясь только учебником. Многие материалы выставлены в разделе «Ученику» в формате doc., что облегчает распечатку документа ученикам, а если нужно и учителям, причем учитель может, скачав предложенный материал, редактировать, вносить или удалять информацию по его личному усмотрению. Заранее распечатанные таблицы и шаблоны письменных заданий позволяют экономить драгоценное время урока, а не тратить его на расчерчивание. То есть, вся техническая подготовка выполняется дома, а не на уроке.
    В проекте для учащихся выставлены интерактивные «Тесты», которые позволяют закреплять знания по пройденным темам школьного предмета. Полностью готовы тесты к учебникам:
  • Биология растений;
  • Анатомия и физиология человека.
    Частично выставлены тесты по:
  • Биологии животных;
  • Общей биологии (варианты задания А для ГИА и ЕГЭ).
    От учащихся, которые готовятся к экзаменам, я принимаю предложения и замечания. Последнее их пожелание было направлено на то, чтобы после решения тестовых заданий, можно было посмотреть свои ошибки, а также отработать данный ресурс снова с исправлением. Данная возможность находится в разработке, и в ближайшее время будет реализована. Возможно, в то время, когда Вы читаете этот документ, вышеупомянутые пожелания уже удовлетворены.
    Для учителей оформляются и выставляются готовые интерактивные уроки, хотя ими могут также воспользоваться ученики при подготовке к урокам. Под этим подразумевается компоновка иллюстративного и интерактивного материала в тематические блоки, снабженные разработкой плана проведения урока с рекомендациями по его использованию. Естественно, учитель волен выбирать, какие материалы использовать, а какие нет. Это облегчается тем, что информационные ресурсы вызываются из меню в любой последовательности.
    В некоторых уроках содержатся лабораторные работы, которые подразумевают прямую манипуляцию элементами ресурса (виртуальная лабораторная работа). В них ученик должен взять инструмент (при помощи компьютерной мыши, конечно), проделать им нужную (или не нужную) манипуляцию, затем другим инструментом сделать что-то другое… В зависимости от действий ученика (правильных или нет) получается разный результат. Так, например, в разделе «Учителю», размещены анимационные лабораторные работы:
  • Определение групп крови;
  • Интерпретация общего анализа крови.
  • В уроке по общей биологии «Синтез белка» почти все ресурсы интерактивны.
    Многим учащимся так понравились лаборатории, что они их используют уже как игрушки, на время отказываясь от компьютерных «бродилок» и «стрелялок».
    В разделах проекта размещены фотоматериалы, причем хочется отметить, что фотографии также авторские, собран фотоматериал на Калужской земле, на юге России, а также в различных поездках.
    С 2009 года многие учителя столкнулись с новой формой аттестации, в которой предполагается сдача электронного портфолио. Причем, очень мало информации, что такое портфолио учителя, и как его оформить. Я сама, когда только начинала компоновать данный ресурс, столкнулась с различными проблемами:
  • Какие разделы должны входить в портфолио учителя;
  • Как его оформить, чтобы оценивающей стороне было удобно просматривать материал;
  • Как предоставить материал для браузеров в сети Интернет.
    Много суждений, мнений. Конечно, надо согласиться, что многие учителя не могут его создать по причине неумения работать с компьютером. Но нужно отметить, что 98 % учителей имеют курсы по компьютерной грамотности, и поэтому мной было решено выставить свой портфолио, чтобы стимулировать учителей, и дать представление о данном продукте. Посмотреть, что собой представляет электронный портфолио можно в разделе сайта «Портфолио. Новая форма аттестации учителей».
    Я считаю, что электронный портфолио педагога — это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога. Естественно, что не каждый учитель имеет возможность создать такую систему веб-страниц. Но удобный для просмотра портфолио можно сделать и в более привычном формате .doc. Для этого я выставила на сайте шаблон портфолио с системой готовых перекрестных ссылок. Ссылки нужны для того, чтобы из оглавления можно было легко попасть на нужную страницу документа, просмотреть ее, а затем, быстро вернуться к оглавлению. Учителям, желающим воспользоваться этим шаблоном, нужно будет только наполнить его содержимым.
    Цель создания электронного портфолио учителя.
    Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой:
    для повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
    для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
    Портфолио учителя оформляется в папке накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или руководитель (председатель) методического объединения. У учителя должно быть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни.
    Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как:
  • реализованные проекты;
  • участия в олимпиадах и конкурсах;
  • проведённые педагогом исследования.
    Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Второе важное предназначение портфолио учителя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
    Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.
    Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронный портфолио, который объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.
    Многие авторы трактуют электронный портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но многие считают, что он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся.
    В портфолио целесообразно выделить несколько разделов:
  • Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3-5 лет;
  • Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам;
  • Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном уровнях (мастер классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
  • Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах;
  • Повышение квалификации и профессиональная переподготовка, в том числе обучение в аспирантуре;
  • Собственные публикации педагога;
  • Портфолио научно-исследовательских работ учащихся.
    Хочу также отметить, что портфолио — это живой документ, который требует к себе большого внимания, постоянной работы над ним, над корректированием устаревших данных и внесение новых материалов. Конечно, привести весь большой перечень документов в стройную структуру нелегко, потому что многие документы мы храним в рукописных вариантах, но все мы прошли обучение на ПК, и поэтому обязаны все материалы привести в цифровой вариант. А потом только корректировать сделанное.
    В последние три года от преподавателей требуется написание программы темы самообразования. В портфолио моего проекта можно познакомиться с данным документом, причем, интерес учителей, я думаю, привлечет «План мероприятий» по достижению поставленной цели темы самообразования «Разработка и продвижение инновационных и экспериментальных проектов».
    Я являюсь председателем научного общества учащихся нашего лицея «Эрудит». Много вопросов возникает у преподавателей и учащихся по оформлению научно-исследовательских работ, много вопросов задается родителями учеников: «Как помочь своему ребенку?», «Как оформить заявки на участие в конференциях?» и другие. Поэтому один из разделов моего сайта называется НОУ «Эрудит» МОУ «Лицей № 48» г. Калуги. Данный ресурс пользуется большой популярностью у учителей, которые готовят учащихся к научным конференциям, у родителей, которые помогают своим детям оформлять учебно-исследовательские работы, да и у самих ребят, потому что там размещены фотографии некоторых выступающих ребят и их руководителей. Но главное, в этом разделе находятся бланки заявок и формы всех необходимых документов для оформления участия в различных научно-практических конференциях.
    Ну и наконец, на сайте скомпонован электронный «Алфавитный словарь биологических терминов». Это своеобразная копилка терминов, которые встречаются в разной литературе по биологии. Данным ресурсом широко пользуются учащиеся при подготовке к экзаменам. Причем, хочется отметить, что многие ребята с нашего лицея принимают активное участие в нахождении нужной информации по терминологии в дополнительной литературе. После участия в биологической или экологической олимпиадах, я с учениками обсуждаю новые понятия, и если в нашем электронном словаре их нет, мы стараемся их отыскать в различных источниках, перепроверить, и разместить на сайте. Это тоже своеобразная исследовательская работа с учениками.
    Хочу отметить, что данный проект, который я выставляю на конкурс, отличается от других сайтов тем, что он сделан без помощи «конструкторов сайтов», которые предлагаются широкой общественности. «Конструктор сайта», SMC (система управления контентом) — это, конечно, хорошо и удобно. Но я побоялась пойти по пути наименьшего сопротивления. Мне хотелось сделать свой сайт непохожим на другие учительские сайты, чтобы он запоминался и с первой до последней страницы был узнаваем. Одним из главных недостатков «конструктора сайтов» является наличие шаблонов страниц (парадокс — достоинство стало недостатком). Посмотрите на школьные сайты Калужской области — 80% процентов из них сделаны по одному шаблону и похожи друг на друга как однояйцевые близнецы. То же самое произошло с сайтами школ других регионов. Хотя они используют другой «конструктор», их сайты также похожи как две капли воды. Яркий пример того, как количество не переходит в качество.
    Я также не стремилась к превращению сайта в фотогалерею преподавателей и учащихся, которая, по большому счету, интересна только тому, кто изображен на опубликованных фотографиях (ну и их знакомым и родственникам, разумеется).
    Трудности, которые приходится преодолевать. Создание сайта — дело для меня новое, и, естественно, не все сразу получается. Поскольку страницы сайта я формирую вручную, мне постоянно приходится повышать свой уровень знания HTML (язык гипертекстовой разметки). Также приходится оптимизировать весь уже готовый материал (фотографии, рисунки, флеш-ролики) к публикации в сети интернет — нужно минимизировать «вес» файлов для того, чтобы ускорить загрузку веб-страниц. Ведь известно, что если страница загружается достаточно долго, посетитель, скорее всего, соскучится и уйдет. Этим объясняется отсутствие на моем сайте многих красивостей (в принципе, не нужных), которыми изобилуют многие другие сайты. К сожалению, переработка многих уже созданных мною ресурсов (изначально изготовленных для локального использования) в удобную для публикации в сети интернет форму, требует временных затрат и я не могу показать сразу все. Но это преодолимо, ресурсы сайта пополняются регулярно.
    Для начала я выбрала для размещения бесплатный хостинг (изначально сайт имел домен третьего уровня modernbiology.wallst.ru). Почему именно этот? Мне он понравился отсутствием навязчивой нетематической рекламы, размещением которой хост-провайдер компенсирует бесплатность. Но есть и заметные минусы. В частности, отсутствие доступа к серверу баз данных. Например, сохранение результатов тестирования легко можно было сделать, создав базу данных. Мне же пришлось глубже изучить вопрос (а как следствие, основы языка PHP) для того, чтобы иметь возможность записать данные об ошибках ученика в файл на сервере. Век живи, век учись… Другой неприятный сюрприз заключался в том, что мой хост-провайдер не предоставляет возможности потоковой передачи звуковых и видеофайлов. (Для полной ясности — при потоковой передаче медиаконтента возможно начать воспроизведение медиафайлов до окончания их полной загрузки). Но с этим также удалось справиться. Звуковые файлы я размещаю на другом сайте, предоставляющем такую возможность ( http://rpod.ru ). Видеофрагменты же я интегрирую во флеш-ролики, что позволяет добиться подобного результата.
    Подведение итогов. Несмотря на то, что сайт существует менее чем полгода, можно отметить, что он нашел свою целевую аудиторию. Это учителя, ученики и даже родители. За день его просматривает от 50 до 100 уникальных посетителей — это фиксируется специально сделанным счетчиком хостов. Стоит отметить, что сайт проиндексирован самыми популярными поисковиками, такими, как яндекс, а по некоторым поисковым запросам мой сайт отображается на первой странице яндекса (а иногда и на первой позиции). Этот показатель очень важен для определения, насколько оригинальными являются материалы, размещенные на сайте. Мой проект отмечен на странице «Самые активные педагоги» на сайте «Мой университет».
    Спустя годы, я понимаю, что сайт подобен посаженному тобой саженцу. Подобно дереву, при хорошем уходе, он дает новые побеги — темы, растет, развивается… Но без постоянного ухода — обновления контента, сайт может превратиться в одно из засохших деревьев интернета — видимость есть, но нет жизни.
    Со временем, я почувствовала необходимость в расширении возможностей для сайта. Поэтому, я решила перейти на платный хостинг, потому что сайт целесообразен, он востребован и приносит помощь целевой аудитории — учащимся, родителям, учителям, студентам. Я приобрела права на доменное имя второго уровня — modernbiology.ru, а также сменила хостпровайдера, чтобы получить доступ ко всем возможностям профессионального хостинга. Для миграции сайта на новый домен, я специально выбрала время каникул и отпусков, когда моя целевая аудитория отдыхает. Сейчас поисковые системы проиндексировали мой сайт на домене modernbiology.ru и материалы находятся на первых позициях в поисковиках.
    Добро пожаловать на наш сайт.
    http://modernbiology.ru
    Евсеева Элеонора Анатольевна.
  • На главную страницу
    Счетчик