Вернуться на предыдущую страницу

Пример проекта открытого урока «Биосинтез белка»


(конспект выступления на городском семинаре «Применение ИКТ на уроках биологии»).




В настоящее время широко дебатируется необходимость и даже возможность применения ИКТ в современном обучающем процессе. Противники применения ИКТ чаще всего приводят следующие доводы — живое слово учителя не может заменить никакой компьютер, рисунки, таблицы и схемы часто выдаются за ИКТ только потому, что они выводятся на экран при помощи проектора. Такие пособия ничуть не лучше тех же ресурсов на бумажном носителе (книги, журналы и т.д.). С этим трудно не согласиться.
Основные доводы сторонников ИКТ — возможность применения не только статичных объектов изучения, но и применение анимации, фильмов, и интерактивных средств обучения.
Мейер описывает потенциальные преимущества мультимедиа. Давая человеку возможность воспринимать видео и аудио, мультимедиа, считает она, имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации очень различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом, графикой и отработкой материала на тренажере, потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель объекта изучения.
Такая модель помогает учитывать, какие факторы делают мультимедиа более или менее эффективными для обучения. Мета–анализ Лайо показал неполноту результатов обучения без мультимедиа, причем эта неполнота возникает из–за множества факторов в модели: выводы Лайо показывают, как важен общий педагогический дизайн, поскольку на эффективность мультимедиа может влиять любой из факторов в модели.
По последним моим наблюдениям (с 2005 года) правильно разработанные мультимедиа, гораздо лучше, чем текстовая информация, помогают ученикам построить точную и эффективную модель изучаемого объекта. Потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, согласно комплексному исследованию Шепарда, следующие:
  • Альтернативные перспективы;
  • Активное участие учащихся;
  • Ускоренное обучение ;
  • Запоминание и применение знаний ;
  • Навыки решения проблем и принятия решений ;
  • Системное понимание;
  • Автономность и внимательность;
  • Управление темпом и информационными последовательностями;
  • Доступ к информации для поддержки.

  • Причиной частой неэффективности традиционного подхода к организации модели урока являются следующие наблюдения, проведенные мною в классе, который вы сегодня увидите на открытом уроке. В классе учащиеся различаются по каналам восприятия следующим образом: кинестетиков — 7; аудиалов — 3; визуалов — 5; В+К — 10.
  • По темпераменту различают: холериков — 11, сангвиников — 6, меланхоликов — 1, остальные смешанного типа темперамента: холерик + сангвиник — 4; холерик + меланхолик — 1; меланхолик + флегматик — 1; один учащийся смешанного типа.
  • Большая часть учащихся Гипертимного типа (Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен, активен, стремится быть лидером. Общителен и неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности).

  • Исходя из данных психологических тестов можно сделать вывод, что большая часть ребят понимает и воспринимает материал, когда они сами имеют возможность отработать материал — увидеть (анимация), выполнить интерактивную лабораторную работу (управление анимацией). Поэтому мной было решено проработать все каналы восприятия вместе.
    Актуальность проекта: вашему вниманию предлагается проект 2 части урока «Биосинтез белка» в 9-ом классе, который является предпоследним в главе «Клеточный уровень». Данный урок должен объяснить учащимся технологию синтеза белковых молекул в клетке, передачу наследственной информации, а также закрепить знание органоидов клетки, принимающих участие в синтезе белка. Мной преднамеренно данный урок делится на две части, что позволяет в первой части теоретически овладеть знаниями о синтезе белка, во второй части практически отработать на интерактивном тренажере, на примерах задач.
    Для реализации поставленных целей мной были разработаны следующие инструменты:
    Данные инструменты, я считаю, помогут:
    Демонстрацией данного урока я преследую цель апробации и совершенствования данной методики. Для меня будут важны ваши замечания, как позитивные, так и негативные.


    Разработка урока «Синтез белка»

    Вернуться на предыдущую страницу


    Счетчик