Как провести успешный открытый урок?
Как я уже отмечала во вступлении к своему портфолио, уроки, на которые приходят проверяющие,
репетируются с детьми иногда по полгода. Конечно, рассуждают учителя, пусть лучше придут и посмотрят на заранее отрепетированный урок,
чем унижать свое самолюбие какими-то экзаменами, защитами своей педагогической деятельности. После таких уроков дети
много обсуждают учителей: «Видали, какая она была сегодня, как будто подменили…».
Становится понятно, что предыдущий опыт проведения открытых уроков и профессиональных семинаров
себя исчерпал. Поэтому, мы довольно часто видим выступление сатириков, где высмеивается школа
и учителя, что приводит к еще большему снижению авторитета социального института общеобразовательной школы.
Не секрет, что наши ученики, во многом опережают учителей. Да, конечно, не всех и не во всем, но многих
педагогов в том, что они лучше разбираются в компьютерах, пусть даже на уровне игр. Кроме
того, они прекрасно ориентируются в устройстве новой техники. Поэтому, наши дети и общество
должны видеть в современном учителе педагога эрудированного, большого интеллектуала,
немаловажно человека с чувством юмора, находчивого, гордого, способного найти быстрое
решение, готового к серьезному научному анализу собственных разработок.
В данной статье, хочу поделиться с коллегами опытом проведения открытых уроков в рамках профессионального семинара отдельного педагога.
Я в 2009 году стала Победителем приоритетного национального проекта «Образование», и
получилось так, что в 2009-2010 учебном году в плане управления образования был поставлен мой
семинар для учителей города. Мыслей было много, но посоветоваться практически не с кем. Много
читала разной литературы, знакомилась с опытом педагогов методистов, вспоминала свои открытые
уроки, но оставалось ощущение чего-то незаконченного. Причем, после каждого урока, коллегами задаётся
большое количество вопросов: «Почему именно в такой форме?», «Почему применялись те или другие
технологии?» и так далее. В 2009 году в сентябре месяце, к своему счастью, я попала на ряд
лекций действительного члена (академика) Российской академии образования, доктора
педагогических наук, профессора М.М. Поташника. И только здесь я почувствовала, что вот оно
то, что мне не хватало методики подготовки семинаров. Много я взяла с данного курса, и,
в конце концов, применила все то, что услышала.
Конечно, работа по подготовке огромная. По новым технологиям готовится проект урока.
Это своеобразная исследовательская работа учителя:
- Диагностика учеников;
- Обработка данных;
- Выбор под конкретный класс технологии;
- Подготовка программы семинара;
- Очередность предоставления документов;
- Подготовка практических, лабораторных работ для учащихся;
- Наконец, сам семинар.
Хочу пояснить. Диагностика класса это тестирование учеников на принадлежность их к определенному
темпераменту. Определение аудиалов, визуалов, кинестетиков, правополушарных, левополушарных.
На все эти ключевые моменты есть тесты, они легко обрабатываются. Достаточно провести тестирование
в начале обучения детей, и потом только корректировать данные.
Когда я стала применять на своих уроках информационные технологии (с 2005 г.), меня довольно часто
критиковала администрация: «Все, что вы выводите при помощи проектора на экран это только
картинки, которых в достаточном количестве в учебниках». Никто не хотел видеть анимационных
роликов, демонстрирующих физиологические процессы, не принимались интерактивные лабораторные
работы, с которыми отрабатывали материал ученики. Короче говоря, все новшества принимались в
штыки. Но когда я провела диагностику классов, где я внедряла данные методики, то, о чудо,
оказалось, что дети практически успевающие у меня на «четыре» и «пять»
кинестетики и визуалы, и в основном холерики (сильный тип ВНД). Это означает, что они должны
дополнительно видеть картинки, анимацию, видеоролики, и отрабатывать пройденный материал на
интерактивных лабораторных работах. Сомнений не было, надо было проводить семинар именно с
информационными технологиями.
Напомню, что открытые уроки даются для учителей, которые приходят на них с целью повышения
квалификации, и они должны понимать обоснованность того, что демонстрируется. Поэтому,
учитель, дающий открытое мероприятие, готовит информационный рекламный проспект предстоящего
урока. В проспекте, полезно назвать цель методического занятия, тему и обязательно «имя»
урока, но главное сформулировать те научные и методические новшества, которые будут положены
в основу открытого урока. Для повышения эффективности обучения учитель может представить здесь и
какие-то методические материалы:
- структуру своих новшеств,
- краткое письменное изложение того наиболее интересного, что гостям предстоит увидеть-услышать,
- опорный конспект,
- образцы дидактических материалов,
- памятки,
- список использованной литературы и так далее все то, что сделает приход коллег-гостей
заинтересованным и осмысленным, а потому неизбежно повысит эффективность методической учебы.
Это конечно очень большая работа и выполняется она не специально для проведения современного
открытого урока, а прежде всего для подготовки качественных уроков в течение всего года.
Пример проекта открытого урока «Биосинтез белка»