На главную страницу
На предыдущую страницу
Концепция воспитательного процесса
классного руководителя
Евсеевой Элеоноры Анатольевны,
МБОУ «Лицея № 48» г. Калуги.



«Создает человека природа,
но развивает и образует его общество»

В. Г. Белинский


«Труд становится основой
гармонического развития личности также потому,
что в трудовой деятельности человек
утверждает себя как гражданин»
В.А. Сухомлинский



1 раздел: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание — один из сложнейших социальных процессов. Его сложность — в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и в этой многогранности отношений помогает СОЦИОНИКА — наука о шестнадцати типах личности и шестнадцати типах отношений между ними.

Преимущество соционики по сравнению с другими системами описания личности, известными в психологии, в том, что она предлагает систематизированный подход, построенный на просчете возможностей каждого типа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. Механизм, органично включенный в психику любого человека, получил в соционике название информационного метаболизма.

Важную роль в жизни ребенка играют объективные социальные и культурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества.

В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа — как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности — позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.
Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание. Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям. Собственно «экология школы» должна преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней «лишними людьми», превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям — это повседневная реальность, «заданный параметр» современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.
Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.
Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру — приобретение опыта успеха в школе. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.
Проанализируем базовые потребности человека:
  • потребность в любви и в чувстве собственного достоинства;
  • потребность ощущения значимости собственного Я.

  • Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
    Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями, — это дом и школа.
    Реальность:
  • ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
  • ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
  • человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.

  • Это и есть дисциплина. 2 раздел. ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Воспитание интеллектуальной, всесторонне–культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
    Можно выделить 6 основных целевых направлений:
  • всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;
  • гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям;
  • отношение к труду, что является показателем человеческой сущности;
  • любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;
  • преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей;
  • физическое воспитание и гигиеническая культура.

  • 3 раздел. ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

    Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
    Научить мыслить (развитие интеллекта):
  • развитие мыслительных способностей;
  • обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;
  • формирование политической и правовой культуры;
  • выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
  • выработка жизненных ценностей, понимание добра и зла, смысла жизни.


  • Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):
  • научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;
  • воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;
  • воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.


  • Здоровый образ жизни:
  • развитие духовных и физических возможностей личности;
  • формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.Физическая закалка организма;
  • систематические занятия физкультурой и спортом;
  • постоянный медико-психологический контроль.


  • 4 раздел. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
    Содержание и организационные формы воспитания мной разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально–активной и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
    ПринципХарактеристика принципа
    ГуманистическийОтношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект — субъективных отношениях
    ПриродосообразностиВоспитание учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения
    КультуросообразностиВоспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
    Эффективности социального взаимодействияВоспитание в коллективах разного типа с целью расширения сферы общения и создания условий для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом — формирования навыков социальной адаптации, самореализации.
    Концентрации воспитанияРазвитие социальной и культурной компетентности личности, освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении.

    5 раздел. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.

    Программа воспитания учащихся - это педагогическая система, состоящая из двух частностей: гуманистической этики и совокупности воспитательных идей.

    Воспитание.
    Взаимодействие взрослых и детей, старших и младших по реализации совместных планов по поиску жизненных ценностей. Задача школы — выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил законов жизни составляют суть воспитания, его душу и живую этику. Основной постулат нашей этики — благоговение перед человеком и жизнью. Все, что возвышает человека и приветствует жизнь, общечеловеческие духовные и нравственные ценности составляют добро, все, что вредит и разрушает человека и жизнь — зло. Ни с чем не сравнимая радость — уважать и любить людей, делать им добро.
    Чувство школы.
    Что делает школу родным домом? Три фактора:
  • дружба с ровесниками, учителями;
  • исполнение личностных желаний;
  • собственная значимость.
  • Школьник ощущает свою нужность товарищам, его ждут, его любят, его ценят, над ним же висит «дамоклов меч» страха и наказания. И школа становится желанным местом обитания. Школа — братство. Школа — отечество. Рождается чувство школы как родного дома.
    Классный руководитель —
    ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно–воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.
    Забота.
    Забота. Любовь — забота о каждом ученике, как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Принимать ученика таким, каков он есть, и чем слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем потребуется.
    Доверие.
    Пусть ученик поднимется на ту высоту, с которой видит себя. Надо предоставлять детям шанс быть лучше, дать почувствовать, что они могут многое, но бояться риска, доверять детям. Через доверие к детям — к школе без наказания.
    Добротворчество.
    Ни дня без доброго дела! Настрой добротворчества с первого часа пребывания в школе. Научить ребенка видеть боль другого, научить его защищать другого от тревог и несчастий. Для этого главное средство — помощь больным, одиноким.

    Основные заповеди.

    Ребенок, подросток не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать на выполнение нравственных норм — заповедей. Заповеди могут быть составлены совместно учителями и учениками.
    Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:
  • Организация разнообразной деятельности в классе;
  • Забота о развитии каждого ребенка;
  • Помощь в решении проблем.


  • 6 раздел. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно–ориентированный и творческий характер.
    Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:
  • классный час в День знаний;
  • участие в осеннем празднике — марафоне «Золотая осень» (команда полностью сформирована из ребят класса);
  • новогодний праздник;
  • участие в лыжных забегах «Лыжня России»;
  • праздник мам и бабушек;
  • Масленица;
  • встреча с участниками ВОВ;
  • подготовка лекторов дня здоровья по лицею;
  • чаепитие, поздравление именинников и др.

  • Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских на основе педагогических идей:
  • равенство всех участников;
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
  • чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
  • выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

  • Основная цель работы творческой мастерской - подтолкнуть к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству.
    Развитию субъектности личности должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса:
  • с 5 класса сформирован актив класса, который распределяет обязанности учеников по секторам;
  • из класса ребята входят в состав школьного совета старшеклассников;
  • Югай Сабина является депутатом в думе учащихся;
  • Класс активно принимает участие в организации различных выборов.
  • Сформирована команда из ребят класса, для участия в ежегодном марафоне «Марш парков», в празднике «Золотая осень» ;
  • Ребята из класса участвуют в ежегодных интеллектуальных играх «Кто вы профессор Чижевский», «Что? Где? Когда?», «Рыцари дорог», где занимают призовые места.

  • В развитии целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, театры, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные секции, кружки: постоянно организуются поездки за пределы города в музеи, театры, на различные экскурсии, походы в библиотеки. Многие учащиеся обучаются в школах искусств по различным направлениям, несколько учащихся с младшей школы принимают участие в журналистской деятельности: пишут статьи, имеют публикации, много ребят занимается спортом.
    Основные внешние и внутренние связи классного сообщества (ученики — учитель — родители — другие учителя — другие классы) базируются на принципах:
  • много знать — престижно;
  • помогать друг другу — нормально;
  • готовить дело по чужому сценарию — невозможно;
  • жить в неуютной обстановке — нельзя.

  • Образ ученика складывается из 5 потенциалов личности:
  • нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
  • познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
  • коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
  • художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
  • физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.

  • НаправленияПриоритеты в работе классного руководителяФункции классного руководителя Диагностика в работе классного руководителя
    Нравственность
  • воспитание этической культуры учащихся;
  • формирование нравственных отношений;
  • развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей;
  • развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • желание совершенствоваться;
  • сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; развития желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни;
  • предметно–эстетическая обстановка.
    1. Кл. часы и уроки по этике;

    2. Анализ педагогических ситуаций в классе;

    3. Анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе;

    4. Способствовать решению поставленных задач;

    5. Создавать потребности в выполнении правил для учащихся;

    6. Создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, взаимной ответственности для ощущения значимости ребенка, правильной оценки;

    7. Формировать необходимость соблюдения порядка и дисциплины в школе, общественных местах, ПДД;

    8. Формировать ответственность.
    1. Методика неоконченных предложений;
    2. Чем я занят в свободное время?
    3. Какие качества я в себе взрастил?
    4. Уровень нравственного роста личности в коллективе.
    Познавательное
    1. Деятельность по развитию познавательных интересов учащихся;
    2. Формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания;
    3. Способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно;
    4. Определить круг реальных учебных возможностей учащегося, его развитие и перспективы, коррекция;
    5. Определить методы, приемы, формы, стили индивидуальной работы с учащимися (в урочной и вне урочной деятельности);
    6. Изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во внеклассной работе);
    7. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье;
    8. Добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса.
    1. Создать и совершенствовать «интеллектуальный паспорт класса» (уч. интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН);
    2. Постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, пичины пробелов и их коррекция, отношения «учитель — ученик», «ученик — ученик», особенности мышления;
    3. Организовать взаимопомощь;
    4. Проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн–ринги, игры, конференции, диспуты. Дискуссии с целью научиться высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать;
    5. Сотрудничество с учителями-предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, марафоны);
    6. Решать проблемы будущей профессиональной ориентации учащихся с учетом их возможностей.
    Развивать рефлективные умения, чтобы изменить самооценку и сформировать сомокритичность, способность к самосовершенствованию. Диагностика:
    1. Акцентирование:
      —«изучение мотивации и отношения к учебным предметам».
      — методика неоконченных предложений;
      — выявление степени сформированности побудительных умений учащихся;
      — уровень творческой активности учащихся.
    2. Постоянные контакты с учителями–предметниками.
    3. Работа психолога.
    КоммуникативноеВести работу по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и поблеем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществлять в досуговой и самоуправленческой деятельности. Работу вести в совместной деятельности, дифференцировано (деятельности: «учитель — ученик», «ученик — ученик», «учитель — ученик — родитель»).
    1. Передать опыт социального общения (+ и - ) людей, поколений, их роли и последствий.
    2. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений в активных формах деятельности.
    3. обучение умению проявления симпатии и антипатии.
    4. Изучение положения учащегося в классе и его проблемам во взаимоотношениях, пути коррекции.
    5. Формирование у учащегося активной гражданской позиции.
    1. Диагностика взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекции.
    2. На среднем этапе обучения изучение адаптации учащихся к школе, коррекция их проблем.
    3. Проведение диагностики положения учащегося в коллективе и его взаимоотношения со сверстниками с последующей коррекцией (уровень социальных контактов, уровень изоляции, уровень тревожности).
    4. На среднем этапе обучения проведение практикумов по этикету; на старшем этапе обучения — организация классных часов по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самоопределения и взаимодействия с другими в социуме.
    5. Развивать общественную деятельность учащихся, привлекать к участию во всех делах, развивать инициативу и активную гражданскую позицию.
    6. Сформировать навыки саморегуляции.
    Изучение детского коллектива и определение степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.
    Диагностика:
    1. Провести социометрию с пятого класса и ежегодно.
    2. Провести ассоциативный тест «Поймем друг друга» с 7 по 11 класс.
    3. Анкетирование «Выявление способов воздействия педагогов на учащихся».
    4. Анкетирование «Коммуникативная культура педагогов глазами учащихся».
    ХудожественноеЭстетическая восприимчивость предметов и явлений окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Подготовка досуговых мероприятий позволяет развить инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки.
    1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
    2. Выбор кружков, клубов, секций.
    3. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
    4. Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям, снисходительным к неудачам.
    1. Создание особого психологического микроклимата, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности.
    2. Очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой. Даже незначительный успех ребенка в том или ином деле.
    3. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе, отвечать за ее выполнение.
    4. Изучение мнения учащегося о результативности работы внеклассных объединений и личных результатах участия в них.
    5. Демонстрация родителям достижений учащихся.
    6. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
    Диагностика:
    1. нетрадиционные формы оперативной диагностики: — рейтинг внеклассных дел; — цветок «настроения».
    2. анализ внеклассных мероприятий (кл. рук. совместно с детьми).
    3. поисковая работа: — семейное альбом; — орден в твоем доме
    ФизическоеСо школьным медицинским работником провести совместно профилактическую работу:
    плановые мед. осмотры; – вакцинации; – консультации.
    Защитить ребенка и создать условия для свободного развития его духовных и физических сил (записать совместно с физ. руком в секции). Показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления. Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья (мед. сестра, родители, учитель).
    1. Обследование здоровья детей.
    2. Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.
    3. Определить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете.
    4. Изучить влияние состояния здоровья на учебную деятельность, межличностные отношения, причины детских недомоганий.
    5. Изучение различных методик диагностики перезагрузки учащегося в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
    6. Просвещение учащихся о личной гигиене, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
    7. Профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.
    8. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья (соревнования, спортивные праздники, походы).
    9. Сотрудничество с учителем физкультуры.
    1. Провести диагностику — определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.
    2. Диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка.
    3. Провести экспресс-диагностику характерологических особенностей личности.
    4. Провести самооценку психических состояний.
    Семья Просвещение семьи должно опережать просвещение ребенка.
    1. Изучать семьи учащихся.
    2. Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, собеседования, беседы психолога).
    3. Устанавливать контакты с людьми, которые для учащихся значимы и имеют положительное влияние.
    4. Организовывать совместное проведение досуга.
    5. Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.
    6. Привлекать родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета.
    1. Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.
    2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфических проблем класса, задач школы.
    3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
    4. Привлечение родителей к сотрудничеству.
    5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
    6. Поощрение родителей и учащихся активно участвовать в жизни школы и класса.
    7. Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе
    Методика изучения взаимоотношений в системе «родители — ребенок», (анкетирование, опрос родителей, опрос детей, сочинения «Моя семья», конкурс рисунков «Мы и наша семья» и т. д.
    Диагностика. Социотип класса.
    Штирлицев — 34%
    Д. Лондонов — 16 %
    Максимов — 12 %
    Дюма — 4 %
    Гексли — 8 %
    Жуковых — 8 %
    Гамлетов — 4 %
    Достоевских — 4 %
    Бальзаков — 4 %
    Декартов — 6 %
    Ю. Цезарей — 4 %
    Дон Кихотов — 4 %
    Из указаных данных логично вытекает, что класс по профильному обучению является физико-математическим, так как социотипы:
  • Штирлиц
  • Д.Лондон
  • Максим
  • Гексли
  • Жуков
  • Декарт

  • Составляют 84 % от общего количества учащихся, у которых логический тип мышления. Уровень воспитанности — 89%.
    Класс имеет достаточно высокий уровень воспитанности, что обуславливается высоким социальным статусом семей, где дети не только желанны, но и имеют ряд обязанностей, которые они должны выполнять по поручению родителей, не являются наблюдателями за обустройством жизни, а являются участниками данного процесса.
    Образовательный процесс.
    По успеваемости класс является самым успешным в параллели. Дети смотивированны на обучение, много занимаются дополнительно, большая часть ребят обучается в дополнительных школах при институтах: занимаются математикой, иностранными языками, русским языком и историей: 3 — отличники; 14 — хорошистов; 7 — троечников.
    ЕМЭ по математике:
    ЕМЭ по математике 7 человек сдали на « 4 » — хорошо, 18 человек на « 5 » — отлично.
    Занятость во внеурочное время
    1. Обучение в институтах — 3 человека (12 %);
    2. Занятия спортом — 8 человек (32 %);
    3. Занятия в художественной школе — 5 человек (20 %);
    4. Занятия журналистикой — 6 человек (24%)
    5. Занятия в школе моделей — 1 человек (4 %);
    6. Занятия танцами — 2 человека (8 %)

    Учащиеся класса являются авторами рассказов опубликованной брошюры, посвященной памяти директора школы В.Е. Суровцева
    7 раздел: ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


    Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Принципы взаимной деятельности:
  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
  • Моя деятельность, как кл рук., с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
    Изучение условий семейного воспитания
    Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания:
  • беседы,
  • анкетирование родителей,
  • сочинения и рисунки учащихся о семье,
  • конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»,
  • педагогические мастерские,
  • деловые игры с родителями,
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
  • проведение родительских собраний с применением ИКТ.

  • 2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
    Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей — проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
    3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
    Знакомство родителей со справкой диагностики психолога.
    4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ
    Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
    5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
    Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
    6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
    7. Тематические родительские собрания с применением новых информационных технологий по программе «Этика саморазвития», автор Л.А. Котуранов, Н.Н. Котуранова.

    2. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ


  • изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
  • изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
  • выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений педагогов;
  • сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности
  • помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

  • Формы:
  • проведение малых пед. советов;
  • индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.

  • 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА.


  • индивидуальная работа по коррекции поведения ;
  • творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
  • оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
  • индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
  • заполнить листок здоровья совместно с мед. работником школы;
  • индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам;
  • ведение тетрадей индивидуального развития.

  • Опыт воспитательной работы был обобщен на семинаре классных руководителей лицея № 48 г. Калуги.
    На главную страницу
    На предыдущую страницу

    Счетчик