Поиск по сайту Карта сайта Главная Методическая копилка. Анатомия человека Внутренняя среда организма - скомпонованный урок
Эритроциты

Сайт для учителей

"

и учеников


Новый взгляд на преподавание биологии


Урок « Внутренняя среда организма».

Цели: сформировать знания:
  • О составе крови и ее функциях;
  • Об особенностях строения форменных элементов крови;
  • О значении и особенностях переливания крови;
  • О механизмах иммунитета.
Оборудование: 10 — 12 ПК, ПК для учителя, проектор, экран.
Ход урока: Клетки организма человека нуждаются в постоянном притоке питательных веществ и кислорода и в постоянном удалении продуктов жизнедеятельности. Данную функцию в организме осуществляет внутренняя среда организма. (Схема — «Компоненты внутренней среды»)
В ее состав входят:
  • Кровь;
  • Тканевая жидкость;
  • Лимфа.
Она сохраняет относительное постоянство своего состава — физических и химических свойств, что обеспечивает устойчивость всех функций организма, это результат нервно-гуморальной саморегуляции.
Тканевая жидкость омывает клетки, мембраны которых избирательно поглощают из нее питательные вещества и кислород и выделяет в нее углекислый газ и другие продукты распада. Между тканевой жидкостью и плазмой крови осуществляется обмен веществ путем диффузии.
Лимфа образуется из тканевой жидкости, поступающей в лимфатические капилляры, которые берут начало между клетками тканей и переходят в лимфатические сосуды, впадающие в крупные вены груди. Лимфатическую систему можно называть дренажной системой между тканями и кровью.
(Схема «Лимфа и лимфообразование»)
Состав и функции крови.
Кровь циркулирует по двум замкнутым кругам кровообращения и выполняет важные для организма функции:
  • Транспортную;
  • Дыхательную;
  • Регуляторную и защитную.
Кровь является жидкой соединительной тканью, и состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. (Схема «Кровь и ее состав»)
В организме содержится 4,5 — 6 л крови, плазма составляет 55 %, а форменные элементы 45 %. При заборе крови и добавления в нее веществ, препятствующих свертыванию, она разделяется на фракции:
  • Сверху — плазма;
  • Посередине — лейкоциты;
  • Внизу — эритроциты.
Эритроциты — безъядерные клетки, красного цвета, в состав которых входит гемоглобин, осуществляющий транспортировку кислорода.(Схема «Эритроцит», озвучена, щелкнуть по треугольнику, звуковой ряд 44,3 секунды)
Лейкоциты — белые кровяные клетки с ядрами, выполняющие защитную функцию. Движение амебоидное.
Тромбоциты — кровяные пластинки, принимают участие в свертывании крови. (Схема «Лейкопоэз, тромбоцитопоэз»)
Все форменные элементы крови образуются в красном костном мозге. Формирование их можно рассмотреть на примере созревания эритроцитов. («Схема эритропоэза».)
Переливание крови.
Так как кровь является жидкой тканью, медики столкнулись с проблемой тканевой совместимости при ее переливании. (Схема «Эритроцит с агглютиногенами») В эритроцитах находятся антигены — агглютиногены (обозначаются А и В), которые способны разрушаться антителами — агглютининами (обозначаются α и β, или анти-A и анти-B) плазмы другого человека, если их кровь не совместима. Принято считать, что человек дающий кровь является донором, а принимающий — реципиентом. («Схема совместимости групп крови» — озвучена, щелкнуть по треугольнику, звуковой ряд 1 минута 11 секунд).
Если человеку переливают несоответствующую ему кровь, то происходит реакция агглютинации — склеивание агглютиногенов агглютининами.
*Для углубления знаний.
Далее можно учащимся предложить рассмотрение схемы «Последствия переливания несовместимой крови» разрушения эритроцитов в кровеносном русле. При несоответствии переливаемой крови, эритроциты склеиваются, закупоривают кровеносные капилляры. Далее они разрушаются и выделяют в кровь свободный гемоглобин. В кислой среде свободный гемоглобин преобразуется в кислый гематин, который в почечных канальцах кристаллизуется — закупоривает их, человек погибает от почечной недостаточности.

Для того, чтобы не совершать ошибок, нужно знать группу крови донора и реципиента. Для этого ее определяют специальными методиками. Одну из методик определения группы крови можно посмотреть в видеосюжете «Фильм — определение групп крови», продолжительность 1 минута 31 секунда.
В фильме вы обратили внимание на то, что во второй ячейке агглютинации не произошло, и это соответствует второй группе крови.
При определении групп крови данной методикой пользуются следующей схемой («Схема определения групп крови»).
Также в эритроцитах многих людей имеется белок, который получил название резус-фактора. Он обозначается символом Rh+ . Впервые этот белок был обнаружен у обезьян вида макака-резус. Кровь людей, которые имеют его, называют резус-положительной, а кровь людей, в эритроцитах которых он отсутствует — резус-отрицательной.
*Для углубления знаний.
Заранее дать учащимся задание узнать у родителей — какая опасность существует для беременной женщины, если у нее резус-отрицательная кровь, а у мужчины (отца будущего ребенка) резус-положительная?
Учащиеся, которые проводили исследования, докладывают на уроке.
Рассмотрим схему. (Схема «Резус-конфликт»).
Особое значение резус-фактор имеет в акушерской практике. При сочетании Rh-отрицательной крови беременной женщины с Rh-положительной кровью её плода могут возникнуть серьёзные осложнения, механизм которых можно представить следующим образом. При наличии у плода Rh-положительной крови организм матери всё время иммунизируется Rh-антигеном, что приводит к выработке в организме матери антирезусных антител. Антитела, проникая в кровь плода, вызывает агглютинацию его эритроцитов. Если концентрация антирезусных антител высока, это может привести к гибели плода и мертворождению. В менее тяжёлых случаях беременность заканчивается рождением живого ребёнка, однако, определённая часть его эритроцитов подвергается агглютинации и разрушению. Продукты распада гемоглобина окрашивают кожу ребёнка в жёлтый цвет, что носит название «гемолитическая желтуха» или «гемолитическая болезнь новорожденных». Чаще всего, первая беременность Rh-отрицательной матери Rh-положительным плодом заканчивается рождением здорового ребёнка или с незначительно выраженной желтухой. Однако, с каждой последующей беременностью риск возникновения серьёзных осложнений прогрессивно возрастает. Аборты, особенно неоднократные, могут привести к повышению концентрации антирезусных антител у женщины с Rh-отрицательной кровью, так как плод с резус-положительной кровью иммунизирует беременную женщину даже в малых сроках беременности. Даже однократное переливание Rh-положительной крови, не приводящее к явным отрицательным последствиям, женщине с резус-отрицательной кровью приводит к накоплению большого количества антирезусных антител в её крови.
*Учащимся предлагается выполнить интерактивную лабораторную работу. («Лабораторная работа»).
В конце лабораторной работы выполняется тест, за который учащиеся получают дополнительную отметку за урок.
Иммунитет.
Почему организм может противостоять различным инфекциям?
Илья Ильич Мечников установил, что лейкоциты играют решающую роль в защите организма от заразных, инфекционных болезней, уничтожая путем поглощения и переваривания — фагоцитоза от возбудителей — болезнетворных микробов.
Пронаблюдайте как данный процесс протекает. (Анимация «Фагоцитоз» (звуковой ряд 1 минута 34,5 секунды)).
Открытия и идеи И.И. Мечникова лежат в основе современного учения об иммунитете — невосприимчивости организма к действию проникших в него инфекционных и чужеродных агентов — антигенов. Антигенами могут быть микробы, вирусы и любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма. Различают:
  • Клеточный механизм иммунитета — уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами;
  • Гуморальный механизм иммунитета — уничтожение находящимися в крови особыми веществами, антителами, растворенными в крови.
    Иммунная система. У человека существуют специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Т-лимфоциты формируются в тимусе, они распознают микробные и другие антигены расшифровывают их химическую структуру. В-лимфоциты получают от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела, каждый вид которых, способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит. Но данный механизм срабатывает только тогда, когда антигены находятся в крови, когда они попадают в клетку, то она самостоятельно борется против него, вырабатывая вещество интерферон.
    Велика роль в предупреждении заразных болезней предохранительных и лечебных прививок — иммунизации с помощью вакцин и сывороток, создающих в организме человека искусственный активный или пассивный иммунитет.
    (Схема «Изготовление лечебной сыворотки» — озвучена, щелкнуть по треугольнику, звуковой ряд 1 минута 44 секунды).
    Закрепление темы.
    • Что является внутренней средой организма?
    • Из каких компонентов состоит кровь?
    • Где в организме образуются форменные элементы крови?
    • Чем отличаются группы крови человека?
    • Что такое фагоцитоз, кем он был открыт?
    • Чем отличаются вакцина от лечебной сыворотки?
    Предлагается заполнить информационный лист.
    В конце урока ребята выполняют решение обобщающих тестов. Оценки выставляются в журнал.