Карл Густав Юнг, modernbiology.wallst.ru Анатомия. Высшая нервная деятельность



На главную страницу

На предыдущую страницу

Иван Петрович Павлов

Отделы головного мозга

Биологический компьютер

Ноги как руки

Лабораторная работа «Тренировка внимания»

Лабораторная работа «Тренировна наблюдательности»

Лабораторная работа «Тест на интеллект»

Найдите лишние предметы, треугольники

Психические процессы

Познавательные процессы

Качества личности

Физиологические основы поведения человека

семья, modernbiology.wallst.ru

Высшая нервная деятельность

Каждый человек характеризуется своим внутренним миром, психикой, что определяет высшую нервную деятельность и особенности функций мозга. Высшей нервной деятельностью Иван Петрович Павлов называл деятельность больших полушарий с ближайшей подкоркой, обеспечивающую нормальные сложные взаимоотношения организма с внешним миром, противопоставляя ей деятельность нижележащих отделов головного и спинного мозга. Высшая нервная деятельность обеспечивает индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям среды, т.е. обеспечивает поведение во внешнем мире, низшая же, по мнению И.П. Павлова, обеспечивает рефлекторную саморегуляцию работы всех внутренних органов.
И.П. Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две большие группы: условные и безусловные рефлексы. В отличии от врожденных, наследственно фиксированных рефлексов он выделил специальный вид индивидуально-приобретенных, или условных, рефлексов. Безусловные рефлексы формируются на основе наследственных факторов. Большинство из них начинает функционировать сразу же после рождения животного или человека.
Некоторые безусловные рефлексы, например половые, формируются после рождения по мере морфологического и функционального созревания нервной, эндокринной и других систем. Безусловные рефлексы могут быть видовыми — специфичны для представителей определенного вида. Они могут быть относительно простыми, выражаться в одиночном рефлекторном акте (например, сужение зрачка при ярком свете или отдергивание конечности при болевом раздражении) и сложными, состоящими из большего или меньшего количества последовательных звеньев, где конец одного рефлекторного звена служит началом другого. Такие сложные системы безусловных рефлексов носят название инстинктов.
И.П. Павлов считал, что инстинкт и безусловный рефлекс обозначают, по существу, тождественные явления. Различия между ними только в сложности, а не в природе реакций: и те, и другие — врожденные.
Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности раскрывает физиологические основы психики и обусловленность психики условиями существования. Как известно, И. П. Павлов, изучая физиологию высшей нервной деятельности, открыл законы, общие человеку и высшим животным. Кроме того, он исследовал специально человеческие механизмы высшей нервной деятельности. Научное объяснение психики человека невозможно без знания закономерностей высшей нервной деятельности. Основным, наиболее универсальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является принцип образования временных (условных) нервных связей. Он заключается в следующем. Если одновременно действуют на животное два раздражителя: один — вызывающий безусловный рефлекс (например, пища), а другой — нейтральный, сам по себе не вызывающий у животного безусловного рефлекса (например, звонок), то в коре возникают два очага возбуждения. Между этими очагами возбуждения устанавливается связь, укрепляющаяся при повторном совпадении этих двух раздражителей во времени. В результате образования такой связи нейтральный раздражитель вызывает такую же реакцию, какую в обычных условиях вызывает пища. Важнейшим условием образования этой связи является повторное совпадение во времени двух раздражителей. Временная связь — наиболее универсальное явление в работе коры головного мозга. Деятельность коры больших полушарий, состоящая в том, что многочисленные внешние раздражители сигнализируют о других важных для сохранения жизни организма явлениях, называется сигнальной деятельностью. В приведённом примере звонок является сигналом пищи. В коре головного мозга наряду с процессами возбуждения имеют место процессы противоположного характера — процессы, торможения. Деятельность коры в любой момент представляет собой сложную мозаику процессов возбуждения и торможения, связанных между собой законом взаимной индукции нервных процессов. Закон этот заключается в следующем. Если в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то в связанных с ним участках коры развивается процесс торможения (отрицательная индукция), и наоборот, если в каком-либо участке имеется процесс торможения, то в соседних участках развивается процесс возбуждения (положительная индукция).

Сон и бодрствование

Сон — такое состояние организма животного или человека, которое характеризуется прекращением или значительным снижением двигательной активности, понижением функции анализаторов, сокращением контакта с окружающей средой, более или менее полным отключением сознания. Сон — жизненно важная потребность организма. Следует различать несколько видов сна:
  • Естественный физиологический сон — носит периодический характер. Он может быть сезонным и суточным (ночным или дневным). Грудной ребенок спит 13-17 часов, с 1 года — 13-15 часов, с 5-6 летнего возраста до 10 часов, у взрослых сон длится от 6 до 8 часов;
  • Гипнотический сон — характеризуется неполным торможением коры больших полушарий головного мозга при сохранении некоторого контакта человека с внешним миром. Внушение при гипнозе используется в медицинской практике для лечения как психических, так и ряда соматических заболеваний.
  • Наркотический сон возникает под влиянием действия на организм различных веществ естественного и фармакологического происхождения — эфира, хлороформа, закиси азота, многих ядов. Наркотический сон может быть также вызван действием прерывистого тока — электронаркоз, имеющий применение в медицинской практике.
  • Патологический сон возникает вследствии различных расстройств центральной нервной системы. Патологический сон характеризуется повышенной сонливостью, которая может иметь различную степень выраженности: от легкого дремотного до коматозного состояний, когда разбудить больного не представляется возможным. Патологический сон может быть весьма продолжительным: его длительность достигает иногда несколько лет летаргический сон.
    При исследованиях сна на электронных приборах показали, что электрическая активность мозга во время сна меняется и что сон имеет несколько стадий. Наиболее значимыми считаются две стадии:
  • Сон медленный — мышцы расслаблены, дыхание ровное, спокойное, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны, деятельность головного мозга строго ритмична.
  • Быстрый сон — электромагнитные колебания становятся быстрыми, ритм деятельности повышается, глазные яблоки под закрытыми веками приходят в движение, но остальные мышцы заторможены.
    Бодрствование. Состояние бодрствования характеризуется повышением анализаторной и двигательной активности и поддерживается в организме на протяжении определенного времени в результате множества факторов, воздействующих на внешние и внутерние среды организма. Бодрствование не является однородным состоянием.

    Внимание. Познавательные процессы

    Под вниманием понимается состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в направленности психической деятельности на определенный объект. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Выделяют два вида внимания:
  • Непроизвольное внимание — первичный врожденный процесс, который осуществляется при помощи наследственных механизмов.
  • Произвольное внимание — опосредованный процесс, представляющий продукт социального развития, выражающегося в целенаправленной мобилизации психической активности человека. (Лабораторная работа «Тренировка внимания»)
    К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление.

    Речь

    Человек отличается от животных сложностью познавательных способностей. Люди используют словесные символы, заменяющие природные объекты и дающие возможность сначала разработать сценарий предполагаемых действий, а уж потом действовать. Речь состоит из слов, которое имеет смысл и связано с определенным предметом, действием или состоянием. Одни слова обозначают предметы, другие — их качества, третьи — обстоятельства, четвертые — действия. Слова должны быть обязательно связаны смыслом, для этого существуют определенные грамматические правила. Именно по этим правилам складывается речь.

    Память

    Память — довольно сложный процесс. Он состоит из запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Различают память логическую и механическую.
  • Механическая память основана на повторении: материал повторяют до полного его запоминания.
    При использовании
  • логической памяти человек пытается представить взаимосвязь между описываемыми событиями или явлениями. И тогда удается не только воспроизвети текст, но и порядок, в котором была изложена информация. Память также делится на кратковременную (оперативную) и длительную. Каждый человек отличается по преобладании той или иной памяти: слуховой, зрительной, моторной.

    Воображение

    Каждому человеку свойственно воображение. Образы воображения закрепляются с помощью речи и могут передаваться другим людям в виде художественных образов или научных предположений, которые потом будут проанализированы логическим мышлением и использованы в построении замыслов при создании новых вещей. Различают активное и пассивное воображение.
  • Активное воображение позволяет человеку до начала его работы представить себе то, что получится в результате. Эти образы позволяют довести изделие до необходимого уровня, будь то самоделка в руках ребенка или космический корабль в чертежах генерального конструктора.
  • От активного воображения следует отличать пассивное воображение, которое подменяет собой активные действия.

    Воля, эмоции, внимание

    Под волей понимают сознательную саморегуляцию поведения человека, которая обеспечивает преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции:
  • побудительную, заставляющую бороться с препятствиями, преодолевать их;
  • тормозную, способную удерживать себя от нежелательных поступков.
    Любая деятельность человека побуждается потребностями. Часто бывает, что в одно и то же время человек испытывает несколько разных желаний.
    Волевой акт начинается с выбора цели. Следующим этапом волевой деятельности является выбор средств для достижения цели. Человек продумывает разные варианты действия и останавливается на том, который кажется ему лучшим. Все этапы являются мыслительным процессом.
    Плач, смех, проявление удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, присущие всем людям. Как правило, эмоциональные реакции не всегда соответствуют действительности, так например, человек может плакать от обиды и от горя, но могут быть и слезы радости.
    От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональные состояния. Люди могут отличаться хорошим и плохим настроением. Они могут переживать радость, печаль. Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки и потерять над собой волевой контроль — это состояние аффекта. Именно в таком состоянии многие люди совершают различные преступления. Аффект длится недолго и когда он заканчивается, то человек испытывает горькое разочарование по поводу совершенного действия. Сознание при аффекте утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях.
    В жизни у человека могут быть ситуации, которые требуют затрачивать значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение называется стрессом. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть — примеры эмоциональных отношений. Чувства не всегда постоянны, поэтому они могут ослабевать или вновь возобновляться. Это зависит от ситуаций и от темперамента человека.
    Внимание. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности называется вниманием. Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Эмоционально значимые вещи и события сильнее привлекают внимание, чем неинтересные и однообразные. Можно выделить непроизвольное и произвольное внимание.
  • Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, становится причиной непроизвольного внимания.
  • Произвольное внимание проявляется при осуществлении сознательных намерений человека и требует от него приложения усилий. Человек заставляет себя выполнять неинтересную, но необходимую работу. В процессах произвольного внимания принимают участие лобные отделы коры больших полушарий. Невнимательность человека называют рассеянностью. Внимание человек может тренировать при помощи различных упражнений: выбор пути в лабиринте, прослеживание линий среди других, которые ее маскируют.

  • Счетчик