|
Слуховой анализатор
Ход урока.
Орг. момент. (2 мин)
Проверка пройденного материала (7 мин.)
Изучение нового материала.(25 мин)
Ребята, мы с вами уже несколько минут. Скажите, пожалуйста:
Рефлексия
Что позволяет вам общаться со мной, отвечать на мои вопросы?
Каким образом вы воспринимаете мою речь?
Спасибо! Вы правильно подметили, что люди общаются при помощи речи, но воспроизводить ее они могут
только при условии, что они ее слышат, воспринимают, понимают, воспроизводят.
Все данные действия можно связать только при одном условии, если человек слышит
Какой орган нашего тела помогает нам принимать звуки?
Благодаря слуховому анализатору различные звуковые раздражители, воспринимаемые в нашем мозге в
виде звуковых ощущений и комплексов ощущений - восприятий, становятся сигналами (первыми сигналами)
жизненно важных явлений окружающей среды. Это составляет первую сигнальную систему действительности
(И. П. Павлов), т. е. конкретно-наглядное мышление, свойственное и животным. У человека имеется
способность к абстрактному, отвлеченному мышлению при помощи слова, которое сигнализирует о звуковых
ощущениях, являющихся первыми сигналами, и потому является сигналом сигналов (вторым сигналом).
Отсюда устная речь составляет вторую сигнальную систему действительности, свойственную только человеку.
При помощи слуха человек может слышать природу, стихи поэтов, музыку композиторов. Так давайте сегодня мы с вами посмотрим,
как устроен наш главный помощник СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР.
Цель:
Выучить строение слухового анализатора;
Уметь определять причины нарушения работы слухового анализатора.
Задачи:
Познакомиться со строением слухового анализатора.
Рассмотреть физиологию анализатора;
Анатомия уха
Анатомически ухо делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо.
Наружное ухо.
Выступающая часть наружного уха называется ушной раковиной, ее основу составляет полужесткая опорная
ткань - хрящ. Отверстие наружного слухового прохода расположено в передней части ушной раковины, а
сам проход направлен внутрь и слегка вперед. Ушная раковина концентрирует звуковые колебания и направляет их
в наружное слуховое отверстие.
Но, мы с вами знаем, что с окружающей среды попадают не только звуки в орган, но и различные
инородные тела, микробы. Поэтому в слуховом проходе постоянно выделяется секрет - ушная сера.
Ушная сера воскообразный секрет сальных и серных желез наружного слухового прохода.
В ее функции входит защита кожи этого прохода от бактериальной инфекции и инородных частиц, например
насекомых, которые могут попасть в ухо. У разных людей количество серы различно. Плотный комок ушной
серы (серная пробка) может привести к нарушению проведения звука и тугоухости.
Среднее ухо, это целый комплекс включающий барабанную полость и слуховую (евстахиеву)
трубу, к.т. относится к звукопроводящему аппарату. Тонкая плоская мембрана, называемая барабанной
перепонкой, отделяет внутренний конец наружного слухового канала от барабанной полости уплощенного,
прямоугольной формы пространства, заполненного воздухом. В этой полости среднего уха находится цепочка
из трех подвижно сочлененных миниатюрных косточек (слуховых косточек), которая передает колебания от
барабанной перепонки во внутреннее ухо. В соответствии с формой, косточки называются молоточек,
наковальня и стремя.
Молоточексвоей рукояткой прикреплен к центру барабанной перепонки при помощи связок, а его
головка соединяется с наковальней, которая, в свою очередь, прикреплена к стремени. Основание стремени
вставлено в овальное окно - отверстие в костной стенке внутреннего уха. Крошечные мышцы способствуют
передаче звука, регулируя движение этих косточек.
Оптимальным условием для колебаний барабанной перепонки
является одинаковое давление воздуха с обеих сторон.
Так и происходит благодаря тому, что барабанная полость сообщается с внешней средой через носоглотку
и слуховую трубу, которая открывается в нижний передний угол полости. При глотании и зевании воздух
проникает в трубу, а оттуда в барабанную полость, что позволяет поддерживать в ней давление, равное
атмосферному.
Внутреннее ухо.
Костная полость внутреннего уха, содержащая большое число камер и проходов между ними, называется
лабиринтом. Он состоит из двух частей:
костного лабиринта и
перепончатого лабиринта.
Костный лабиринт это ряд полостей, расположенных в плотной части височной кости; в нем
различают три составляющие: полукружные каналы - один из источников нервных импульсов, отражающих
положение тела в пространстве; преддверие; и улитку орган слуха.
Перепончатый лабиринт заключен внутри костного лабиринта. Он наполнен жидкостью, эндолимфой, и
окружен другой жидкостью перилимфой, которая отделяет его от костного лабиринта.
Перепончатый лабиринт, как и костный, состоит из трех основных частей. Первая соответствует по
конфигурации трем полукружным каналам. Вторая делит костное преддверие на два отдела: маточку и
мешочек. Удлиненная третья часть образует среднюю (улиточную) лестницу (спиральный канал),
повторяющую изгибы улитки.
Улитка и кортиев орган. Название улитки определяется ее спирально извитой формой. Это костный
канал, образующий два с половиной витка спирали и заполненный жидкостью. Внутри, на одной стенке
спирального канала по всей его длине расположен костный выступ. Две плоские мембраны идут от этого
выступа к противоположной стенке так, что улитка по всей длине делится на три параллельных канала.
Два наружных называются лестницей преддверия и барабанной лестницей, они сообщаются между собой у
верхушки улитки. Центральный, т.н. спиральный, канал улитки, оканчивается слепо, а начало его
сообщается с мешочком. Спиральный канал заполнен эндолимфой, лестница преддверия и барабанная
лестница - перилимфой.
Перилимфа имеет высокую концентрацию ионов натрия, тогда как эндолимфа высокую концентрацию
ионов калия.
Важнейшей функцией эндолимфы, которая заряжена положительно по отношению к перилимфе, является
создание на разделяющей их мембране электрического потенциала, обеспечивающего энергией процесс
усиления входящих звуковых сигналов.
Спиральный канал улитки отделяется от барабанной лестницы т.н. основной (базилярной) мембраной,
которая напоминает струнный инструмент в миниатюре. Она содержит ряд параллельных волокон различной
длины и толщины, натянутых поперек спирального канала, причем волокна у основания спирального канала
короткие и тонкие. Они постепенно удлиняются и утолщаются к концу улитки, как струны арфы. Мембрана
покрыта рядами чувствительных, снабженных волосками клеток, составляющих т.н. кортиев орган, который
выполняет высокоспециализированную функцию превращает колебания основной мембраны в нервные импульсы.
Волосковые клетки связаны с окончаниями нервных волокон, по выходе из кортиева органа образующих
слуховой нерв (улитковую ветвь преддверно-улиткового нерва).
Физиология слуха
Слух. Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, которые передаются по цепи
косточек среднего уха (слуховых косточек) и достигают внутреннего уха в виде колебательных движений
основания стремени в овальном окне преддверия. Во внутреннем ухе эти колебания распространяются как
волны давления жидкости через лестницу преддверия к барабанной лестнице и по спиральному каналу улитки.
Благодаря своей структуре, механически обеспечивающей настройку, основная мембрана вибрирует в
соответствии с частотами поступающих звуков, и в каком-то ограниченном месте амплитуда ее колебаний
оказывается достаточной для возбуждения прилежащих клеток кортиева органа и передачи ими импульсов на
окончания тех нервных волокон, с которыми они связаны. Так, путем активации кортиевым органом тех или
иных волокон слухового нерва кодируется информация, используемая мозгом для различения отдельных тонов.
После всего сказанного ответьте на вопрос:
Чем отличается номофония и стереофония?
Каким образом нашими слуховыми анализаторами обеспечивается стереофония?
Инфекционные заболевания среднего уха. Инфекция вызывает воспаление среднего уха (отит); она
попадает в барабанную полость из носоглотки через соединяющий их канал - слуховую трубу. Барабанная
перепонка краснеет, становится напряженной и болезненной. В полости среднего уха может скапливаться
гной, надрезают барабанную перепонку, чтобы обеспечить отток гноя; под давлением скопившегося гноя
она может разорваться и самопроизвольно.
Закрепление. Решение интерактивных тестов по данной теме. (8-9 мин)
Домашнее задание. (2-3 мин)
Прочитать параграф в учебнике, выполнить задание в информационной карточке.
|
|