|
Урок «История развития клеточной теории».
Цели: изучить история развития клеточной теории
Задачи:
- Развивать понятия о клеточном уровне жизни.
- Показать отдельные этапы развития цитологии и формирования клеточной теории.
- Совершенствовать умения учащихся работать с учебником и дополнительной информацией. (Слайд 1)
Оборудование: 10 12 ПК, ПК для учителя, проектор, экран.
Ход урока:
Все живые организмы состоят из клеток.
Клетка элементарная единица строения, функционирования и развития живых организмов. Существуют
неклеточные формы жизни вирусы, однако они проявляют свои свойства только в клетках живых
организмов. Клеточные формы делятся на прокариот и эукариот. (Слайд: Клетки)
Информационный лист по теме «Клеточная теория»
Всю историю развития клеточной теории можно разделить на следующие этапы:
Накопление знаний о клетках.
Формирование основных положений клеточной теории.
Развитие клеточной теории.
Накопление знаний о клетках
Открытие клетки принадлежит английскому ученому Р. Гуку (1665 г.), который, просматривая под
микроскопом тонкий срез пробки, увидел структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их клетками.
(Слайд: Роберт Гук)
Вслед за Гуком клеточное строение растений подтвердили итальянский врач и микроскопист
М. Мальпиги (1675 г.) и английский ботаник Н. Грю (1682 г.) Их внимание привлекли форма клеток и
строение из оболочек. (Слайд: Мальпиги)
Позже одноклеточные организмы исследовал голландский ученый Антони ван Левенгук. Он
усовершенствовал микроскоп и в 1674 году открыл одноклеточных организмов инфузорий, амеб,
бактерий. (Слайд: Левенгук)
Дальнейшее усовершенствование микроскопа и интенсивные микроскопические исследования привели к
установлению французским ученым Ш. Бриссо-Мирбе (1802, 1808) того факта, что все растительные
организмы образованы тканями, которые состоят из клеток. (Слайд: Микроскопы)
Еще дальше в обобщениях пошел Ж. Б. Ламарк (1809), который распространил идею Бриссо-Мирбе о
клеточном строении и на животные организмы. (Слайд: Простейшие)
В начале XIX в. предпринимаются попытки изучения внутреннего содержимого клетки. В 1825 г.
чешский ученый Я. Пуркине открыл ядро в яйцеклетке птиц. (Слайд: Пуркине)
В 1831 г. английский ботаник Р. Броун впервые описал ядро в клетках растений, а в 1833 г. он
пришел к выводу, что ядро является обязательной частью растительной клетки. Таким образом, в это
время меняется представление о строении клетки: главным в ее организации стали считать не клеточную
стенку, а содержимое.
Формирование основных положений клеточной теории.
Наиболее близко к формулировке клеточной теории подошел немецкий ботаник М. Шлейден, который
установил, что тело растений состоит из клеток.
Клеточную теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн в 1839 г.
(Слайд: Шлейден и Шванн) Ее основными положениями считаются:
клетка основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов,
наименьшая единица живого, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению;
клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению,
химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;
размножение клеток происходит путем их деления, каждая новая клетка образуется в результате
деления исходной (материнской) клетки;
в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и
образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и
гуморальной регуляциям.
Эти положения доказывают единство происхождения всех живых организмов, единство всего органического
мира. Благодаря клеточной теории стало понятно, что клетка это важнейшая составляющая часть всех
живых организмов.
Дальнейшее развитие клеточной теории получило в работах Р. Вирхова (1858 г.), который предположил,
что клетка образуется из предшествующих материнских клеток. (Слайд: Вирхов)
В 1874 году русским ботаником И.Д. Чистяковым, а в 1875 году польским ботаником Э. Страсбургером
было открыто деление клеток митоз и, таким образом, подтвердилось предположение Р. Вирхова.
(Слайд: Чистяков)
На современном этапе клетки млекопитающих, в том числе и человека, могут быть использованы по трем
основным направлениям:
служить источником необходимых молекул (биотехнология),
являться моделью для изучения тех или иных процессов организма (фундаментальные исследования,
медицина, фармакология)
и непосредственно быть использованы для получения живых организмов и их составляющих
(фундаментальные исследования, медицина).
Домашнее задание.
§ 7, написать информацию о различии строения клеток бактерий, растений, грибов и животных.
Заполнить информационный лист.
|
Счетчик
|