Общая биология. Основные закономерности наследственности.Методические рекомендации.



На главную страницу

На предыдущую страницу

Полное доминирование

Признаки, сцепленные с полом (наблюдаются через Х-хромосомы)

Признаки, определяющиеся двумя взаимодействующими генами

Неполное доминирование

Методические рекомендации для решения генетических задач


Цели изучения данной темы заключается в следующем:
  • формировать у учащихся новые понятия о гибридологическом методе исследования наследственности, о правилах и законах Менделя, гипотезе чистоты гамет, генотипе и фенотипе, аллельных генах, гомозиготных и гетерозиготных организмах, законах Моргана, перекресте хромосом, генетике пола;
  • обобщить и развить ранее усвоенные понятия о половом размножении, мейозе как цитологической основе закономерностей наследственности и чистоты гамет, генах и хромосомах как материнских носителях наследственности;
  • научить учащихся осмысленно решать генетические задачи.

    Решение задач — не самоцель, а способ усвоения теоретических основ генетики и селекции. Учащиеся любят решать такие задачи, поскольку это позволяет сочетать абстрактное с конкретным, теоретические обобщения с фактическим материалом.

    Решение задач сопряжено с рядом трудностей. Первая из них заключается в дефиците времени. Его можно и нужно выделить только за счет сокращения времени на устное изложение изучаемого материала. Краткое, сжатое объяснение учителя в сочетании с решением на том же уроке задач с соответствующим содержанием значительно эффективно, чем растянутое, многословное объяснение того же материала учителем в течение всего урока без решения задач, без практических упражнений.

    Вторая трудность — обеспечение учащихся текстами задач, чтобы экономить время на диктовку их. Частичный выход — краткость условий задач и сведение их в таблицу.

    Третья трудность связана с выбором оптимальной меры помощи учителя. Надо учить и научить решать задачи. Для этого учитель показывает всему классу на уроке методику решения задач разных типов и оказывает в этом необходимую помощь, но в это же время заботится о предотвращении механического, бездумного списывания готового решения с классной доски, чтобы оптимально сочетать педагогическую помощь с все возрастающей самостоятельностью учащихся.

    Четвертая трудность связана с оформлением записи решения в тетради. Важно предоставлять учащимся возможность проявлять творческий подход в решении задач, но в то же время сочетать это с требованием соблюдать аккуратность и определенную последовательность в записях для воспитания культуры и удобства контроля. Например, нумерация действий и четкое выделение ответов облегчают учителю проверку и оценку самостоятельной работы.

    Для удобства в решении задач помощью будут таблицы.

  • Счетчик