|
Методические рекомендации для решения генетических задач
Цели изучения данной темы заключается в следующем:
формировать у учащихся новые понятия о гибридологическом методе исследования наследственности,
о правилах и законах Менделя, гипотезе чистоты гамет, генотипе и фенотипе, аллельных генах, гомозиготных
и гетерозиготных организмах, законах Моргана, перекресте хромосом, генетике пола;
обобщить и развить ранее усвоенные понятия о половом размножении, мейозе как цитологической основе закономерностей
наследственности и чистоты гамет, генах и хромосомах как материнских носителях наследственности;
научить учащихся осмысленно решать генетические задачи.
Решение задач не самоцель, а способ усвоения теоретических основ генетики и селекции. Учащиеся
любят решать такие задачи, поскольку это позволяет сочетать абстрактное с конкретным, теоретические обобщения
с фактическим материалом.
Решение задач сопряжено с рядом трудностей. Первая из них заключается в дефиците времени. Его можно
и нужно выделить только за счет сокращения времени на устное изложение изучаемого материала. Краткое,
сжатое объяснение учителя в сочетании с решением на том же уроке задач с соответствующим содержанием
значительно эффективно, чем растянутое, многословное объяснение того же материала учителем в течение всего
урока без решения задач, без практических упражнений.
Вторая трудность обеспечение учащихся текстами задач, чтобы экономить время на
диктовку их. Частичный выход краткость условий задач и сведение их в таблицу.
Третья трудность связана с выбором оптимальной меры помощи учителя. Надо учить и научить решать
задачи. Для этого учитель показывает всему классу на уроке методику решения задач разных типов и оказывает
в этом необходимую помощь, но в это же время заботится о предотвращении механического, бездумного списывания
готового решения с классной доски, чтобы оптимально сочетать педагогическую помощь с все возрастающей самостоятельностью
учащихся.
Четвертая трудность связана с оформлением записи решения в тетради. Важно предоставлять учащимся возможность
проявлять творческий подход в решении задач, но в то же время сочетать это с требованием соблюдать
аккуратность и определенную последовательность в записях для воспитания культуры и удобства контроля.
Например, нумерация действий и четкое выделение ответов облегчают учителю проверку и оценку самостоятельной работы.
Для удобства в решении задач помощью будут таблицы.
|
|