Карточка передового педагогического опыта.
Ф.И.О. Евсеева Элеонора Анатольевна
Тема самообразования Разработка и продвижение инновационных и эксперементальных проектов. Выбрав данную тему самообразования и разработав концепцию использования Информационных Источников Сложной Структуры, участвовала в конкурсе (2005 г.), по прохождении трех этапов, подписан авторский договор с Национальным фондом подготовки кадров на разработку учебного диска по «Анатомии и физиологии человека» (2005 - 2008 г.г.)
Лауреат конкурса «Современный урок с использованием ИКТ»
Лауреат премии Городского Головы городского округа г. Калуги «За разработку и продвижение инновационных и эксперементальных проектов, осуществляемых отдельными педагогами»
Победитель областного конкурса «Образовательных проектов» (2010 г.) среди общеобразовательных учреждений и методический объединений
Идея опыта Повышение качества образования учащихся с применением информационных технологий. Использование электронных учебных пособий в любой предметной области имеет целый ряд преимуществ перед традиционными печатными изданиями:
  • разнообразие форм подачи учебного материала;
  • автоматизация контроля знаний;
  • большая степень наглядности;
  • открытость для внесения изменений в процессе эксплуатации.
  • создание условий для более глубокого и качественного усвоения учащимися курса анатомии и физиологии человека в средней школе;
  • развитие поисково-лабораторной деятельности учащихся, направленной на формирование соответствующих умений и навыков;
  • отражение в информационных материалах, как биологических закономерностей, так и сведений об окружающей действительности.
  • Новизна опыта (новое содержание, методы, формы, средства) Современные технологии предоставляют принципиально новые возможности при изучении материала биологии, как школьного предмета, и, особенно, в поддержке лабораторной и конструкторской деятельности учащихся. Информационный материал вносит в эту деятельность элементы, недоступные без использования современных компьютерных технологий: изучить материал, закрепить на предложенной лабораторной работе или выполнить закрепляющие, либо обобщающие тесты с фиксированием оценочной деятельности и дальнейшей работе по повышению уровня образования.
    Работая в такой среде, ученик получает как стандартные навыки работы с компьютером, так и содержательные знания из биологии и смежных дисциплин. Главное методическое достоинство такой программы состоит в том, что на смену пассивному усвоению знаний приходит их активный поиск, связь с различными блоками.
      Создание обучающей структуры в каждом разделе биологии, происходит методом прямого манипулирования. В большинстве случаев компьютер способен сам проанализировать выполненную учеником задачу. Эти функции может взять на себя учитель, которому через сервер становятся доступны результаты деятельности любого из учеников. Учитель также может самостоятельно менять план любого урока, так как каждая тема в данном курсе разбита на блоки, независящие друг от друга, вносит свои данные в блочную систему, создавать свои собственные планы-конспекты, пользуясь интегральной технологией. Использование новых технологий в учебном процессе позволит реализовать следующие образовательные, развивающие и воспитательные цели:
  • даст ученику возможность более глубокого овладения знаниями о двойственной биосоциальной природе человека, что необходимо для дальнейшего успешного усвоения школьного курса «Общей биологии».
  • поможет сформировать понятие о целостности организма, о его существенных отличиях от организма животных, его существенных признаках и свойствах:
  • позволит расширить представления о работе систем и использовать их при решении практических задач:
  • сделает изучение биологии человека более осознанным, раскроет творческие способности учащихся, поможет в овладении такими важнейшими методами познания, как нахождение закономерностей при выполнении лабораторных работ и экспериментальной проверке фактов и гипотез:
  • будет способствовать воспитанию культуры личности через формирование санитарно-гигиенических навыков, изучение собственного организма, умение видеть себя в аспекте здорового человека
    На собственных уроках активно используется материал с 6 по 10 классы. Проводился открытый урок по анатомии человека. В Интернете в рамках Программы выставки-конференции «День открытых дверей» опубликована статья «Возможности преподавания биологии с использованием современных информационных технологий», где выступала докладчиком (подготовлена презентация). Участвовала в качестве докладчика в областном семинаре «Цифровые ресурсы нового поколения, созданные в проекте ИСО, на службе учителя-предметника».
  • Наличие приложений (конспекты уроков, примеры дидактических материалов и др.) В настоящее время накоплен большой методический материал по целому комплексу разделов биологии. Учебные материалы на цифровых носителях.
    Виртуальные интерактивные уроки.
    Этот раздел предназначен для компоновки образовательных ресурсов атласа, лабораторных работ, тестов в единое целое. Виртуальные уроки содержат в себе готовые интерактивные уроки, распределенные по тематикам. Атлас-справочник. Виртуальный интерактивный анатомо-физиологический атлас-справочник должен использоваться для самостоятельного поиска и изучения интересующей учащегося информации. Атлас не претендует на полноту медицинского анатомического атласа, но дает яркое представление о строении и физиологии человеческого организма. Выбрав в меню «атлас», ученик (учитель) получает доступ к многоуровневому меню, где можно щелчком мыши выбрать нужный раздел. В атласе отображается графическая информация, представляющая собой иллюстрацию, иллюстрацию со звуком или ролик, а также доступен текст соответствующей статьи. Атлас является не только самостоятельным информационным ресурсом, но и служит основным источником для формирования виртуальных интерактивных уроков. Кроме того, тексты статей, иллюстрации, ролики и звуковые файлы можно использовать как самостоятельные информационные единицы.
    Интерактивные лабораторные работы.
    Применение виртуальных интерактивных лабораторных работ позволит не только проводить любые по сложности и доступности лабораторные работы, но и расширить их спектр. Обусловлено это отсутствием, каких либо ограничений, налагаемых соображениями безопасности или экономической целесообразности. Выполненные в виде интерактивной мультипликации, ИЛР создаст у учащегося иллюзию реального исполнения заданий лабораторной работы. Полная свобода действий и возможность совершать ошибки поможет привить ученику исследовательские навыки и умение делать правильные выводы.
    Пример — лабораторная работа «Определение групп крови»
    Интерактивные тесты. Данный раздел предназначен для проверки знаний учащихся и закрепления пройденного материала. Закрепляющие тесты подразумевают работу учащихся с возможностью исправления неверных результатов путем обращения к информационным ресурсам по определенной теме. Контрольные тесты не дают возможности исправлять допущенные ошибки до завершения всего задания и оцениваются в зависимости от процентного соотношения правильных и неправильных ответов. Контрольные тесты используются учителем для контроля знаний учеников, а так же учеником для самоконтроля.
    Пример — тест по теме "Иммунитет на службе здоровья"
    Постоянно идет активный поиск нахождения более наглядных и интересных для учащихся тематик. Имеются авторские разработки мультимедийных фильмов демонстрирующих процессы «Митоза» и «Мейоза», опробованы на уроках в 10 классе, а также для подготовки учащихся к ЕГЭ. Подготовлены тесты для раздела «Ботаника», позволяющие контролировать уровень знаний учащихся по соответствующим темам. Имеется фильмотека, используемая на уроках по разделу «Зоология» из серии ВВС, а также активно и самостоятельно снимаются видеосюжеты, из которых монтируются учебные фильмы.