«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 48»
г. Калуги
/Г.В. Зиновьева/

Рабочая программа
элективного курса
«Занимательные опыты по биологии»

Программа стала призёром Всероссийского сетевого Конкурса «Профессиональный успех — XXI»
Утверждена на МС МБОУ
«Лицей № 48» г. Калуги
составитель: Евсеева Э.А., учитель биологии высшей квалификационной категории
Объем работы:
34 ч.
1 час в неделю
Пояснительная записка
Программа разработана на основе учебного пособия Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., Просвещение.
Центральное место в данном курсе занимает изучение природы — микроорганизмов, растений, животных.
У учащихся формируются основные знания по постановке эксперимента, основанного на наблюдениях, фиксировании данных, обобщении полученных результатов, умении делать выводы. На теоретическую часть отведено 30 % занятий, чем на практику (70 %), так как главная задача курса — научить учащихся проводить исследования, наблюдения, выполнять лабораторные работы, оформлять результаты практических работ. Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности. Курс обеспечивает понимание научной картины окружающего мира.
ЦЕЛИ КУРСА:
  • Формирование интеллектуальных и практических умений в области биологии;
  • Развитие интереса к окружающему миру;
  • Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
  • Воспитание способностей, умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


  • Завершив изучение курса «Занимательные опыты по биологии?» учащиеся должны:
    1. Понимать целостность окружающего мира.
    2. Знать основные методы изучения природы.
    3. Владеть основными приемами постановки экспериментов.
    4. Уметь применять полученные знания для проведения наблюдений за природными объектами.
    5. Знать основные понятия, применяемые в курсе природоведения.
    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    1. Введение в курс. (1 час) Как изучается природа и ее объекты. Что такое биологический эксперимент и правила его постановки. Почему человеческий фактор является основным, в настоящее время губительно действующим на все живое на Земле?
    2. Приборы, при помощи которых можно изучать природу (9 часов)
  • Микроскопы — устройство прибора, правила работы, приготовление микропрепаратов — 1 час.
  • Лабораторная работа «Устройство микроскопа, работа с готовыми объектами» — 1 час.
  • Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов, работа с лабораторным оборудованием» — 2 часа
  • Видео камера, фотоаппарат — приборы для фиксирования событий, происходящих в природе — 1 час.
  • Экскурсия «Осень — прекрасная пора» — 1 час
  • Практические работы «Обработка материала экскурсии» — 3 часа (работа на компьютерах, представление презентаций)

  • 3. Изучение строения различных организмов (14 часов)
  • Особенности строения одноклеточных организмов — 1 час
  • Практическая работа «Строение инфузории туфельки» — 1 час
  • Практическая работа «Строение эвглены зеленой» — 1 час
  • Методика выращивания плесневых грибов (инструктаж) — 1 час
  • Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов» — 1 час
  • Отличие гриба мукора от пеницилла — 1 час
  • Значение плесневых грибов, их применение — 1 час
  • Строение ткани растений, работа с микротомом, изготовление тонких срезов ткани — 2 часа
  • Изготовление микропрепаратов различных тканей — 2 часа
  • Доклады учащихся о проделанной работе, подведение итогов, оформление отчетов — 3 часа

  • 4. Работа с лабораторным переносным комплексом «Юный исследователь» (9 часов)
  • Знакомство с лабораторным оборудованием «Юный исследователь» — 1 час
  • Изучение возможностей мобильной лаборатории — 1 час
  • Постановка опыта по изучению фотосинтеза у растений — 2 часа
  • Изучение состава воздуха при дыхании и фотосинтезе у растений при помощи мобильной лаборатории — 1 час
  • Изучение механизмов всасывания воды корнями растений (корневое давление), отличие химического состава воды перед всасыванием и после прохождения по тканям растений (постановка эксперимента) — 1 час
  • Практическая работа «Наблюдение видимых изменений при постановки эксперимента по изучению корневого давления» — 1 час
  • Изучение механизмов испарения воды листьями — 1 час
  • Постановка опыта «Работа устьиц» — 1 час

  • 5. Итоговое занятие (1 час)

    Учебно-тематический план

    Общее количество часов за год 34               Количество часов в неделю 1

    Из них на:
    I полугодие
    II полугодие
    теорию
    8
    3
    практику, лабораторную
    6
    12
    экскурсию
    1
    резервное время
    2
    2

    ПЛАНИРОВАНИЕ



    № урока
    Наименование разделов и тем
    Практические и лабораторные работы, экскурсии
    1 Введение в курс. Как изучается природа и ее объекты. Что такое биологический эксперимент и правила его постановки. Почему человеческий фактор является основным, в настоящее время губительно действующим на все живое на Земле? Лекция
    2 Микроскопы — устройство прибора, правила работы, приготовление микропрепаратов Лабораторная работа «Устройство микроскопа»
    3 Лабораторная работа «Устройство микроскопа, работа с готовыми объектами» Практика
    4 Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов, работа с лабораторным оборудованием» Практика
    1 Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов, работа с лабораторным оборудованием» Практика
    2 Видео камера, фотоаппарат — приборы для фиксирования событий, происходящих в природе Создание коллекции микропрепаратов
    3 Экскурсия «Осень — прекрасная пора» Отчет по экскурсии
    4 Практические работы «Обработка материала экскурсии» Практика
    1 Практические работы «Обработка материала экскурсии» Показ презентаций
    2 Практические работы «Обработка материала экскурсии» Практика
    3 Изучение строения различных организмов Теория
    1 Особенности строения одноклеточных организмов Теория
    2 Практическая работа «Строение инфузории туфельки» Видеофильм
    3 Практическая работа «Эвглены зеленой» Видеофильм
    4 Методика выращивания плесневых грибов (инструктаж) Теория
    5 Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов» микросъемка
    6 Отличие гриба мукора от пеницилла Теория
    7 Значение плесневых грибов, их применение Лекция
    8 Просмотр видеофильма
    9 Строение ткани растений, работа с микротомом, изготовление тонких срезов ткани Микросъемка
    10 Строение ткани растений, работа с микротомом, изготовление тонких срезов ткани микросъемка
    11 Изготовление микропрепаратов различных тканей Практика
    12 Изготовление микропрепаратов различных тканей Практика
    13 Доклады учащихся о проделанной работе, подведение итогов, оформление отчетов Семинар
    14 Доклады учащихся о проделанной работе, подведение итогов, оформление отчетов Семинар
    15 Доклады учащихся о проделанной работе, подведение итогов, оформление отчетов Семинар
    1 Знакомство с лабораторным оборудованием "Юный исследователь" Теория
    2 Изучение возможностей мобильной лаборатории Практика
    3 Постановка опыта по изучению фотосинтеза у растений Практика
    4 Постановка опыта по изучению фотосинтеза у растений Итоги опыта, видеосъемка
    5 Изучение состава воздуха при дыхании и фотосинтезе у растений при помощи мобильной лаборатории Практика, лабораторная
    6 Изучение механизмов всасывания воды корнями растений (корневое давление), отличие химического состава воды перед всасыванием и после прохождения по тканям растений (постановка эксперимента) Практика, лабораторная
    7 Практическая работа «Наблюдение видимых изменений при постановки эксперимента по изучению корневого давления» Постановка опыта
    8 Постановка опыта «Работа устьиц». Изучение механизмов испарения воды листьями Постановка эксперимента
    9 Итоговое занятие. Задание на лето

    Литература для учителя:
    1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., Просвещение
    2. Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии. М., 1975.
    3. Генкель П.А. Физиология растений. М., Просвещений, 1975
    4. Полевой В.В. Физиология растений. М., "Высшая школа" 1989