«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 48»
г. Калуги
/Г.В. Зиновьева/

П Л А Н
работы кружка
«Комнатное цветоводство»

Утверждена на МС МБОУ
«Лицей № 48» г. Калуги
составитель: Евсеева Э.А., учитель биологии высшей квалификационной категории
Объем работы:
68 ч.
2 часа в неделю
Пояснительная записка
Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. В связи с этим по уходу за комнатными растениями, в разъяснениях об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде.
Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух.
Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в коридорах школы и во время учебного процесса, а также на переменах, где учащиеся отдыхают. Озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними. Часто учащиеся закрепляют полученные знания на уроках ботаники на комнатных растениях, так как зимой нет возможности изучать растения в дикой природе, поэтому данная работа также является целесообразной.
Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе. Большое внимание уделяется изучению ритмов развития растений, т.е. чередование периодов покоя и роста. Не зная этого, цветовод-любитель не может правильно организовать озеленение помещений. Также ребята осваивают особенности различных подкормок — комплексными удобрениями, минеральными удобрениями для регуляции различных этапов роста и развития растений.
Время работы кружка:
  1. Вторник 14.10 — 14.50
  2. Пятница 13.40 — 14.10

Задачи:
Воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
Воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Месяц
Проводимые мероприятия
Сентябрь
Просмотр сохранившихся цветов за летний период. Подкормка комплексными удобрения. Размещение цветов в кашпо по школе, в зависимости от особенностей цветов (теневыносливые, светолюбивые). Еженедельное купание цветов.
Октябрь
Выгонка комнатных культурных цветов в условиях школьной теплицы. Пересадка растений в новые емкости. Изучение приемов пересадки, перевалки комнатных растений. Создание условий для выращивания растений в период отопительного сезона.
Ноябрь
Вегетативное размножение растений. Высадка рассады в горшки. Создание условий для зимовки растений. Уменьшение полива. Изучение методов плетения кашпо из веревок. Подкормка растений. Поддерживающий план.
Декабрь
Изучение условий роста растений в период покоя. Содержание растений в чистоте (опрыскивание листьев и стеблей) Профилактика вредителей (паутинного клеща, щитовки). Знакомство учащихся с мерами борьбы с вредителями. Изучение препаратов
Январь
Разрыхление земляного кома. Мульчирование верхнего слоя земли. Наблюдение за вновь посаженными растениями. Оценка их состояния. Подкормка комплексными удобрениями. Знакомство с фосфорными, калийными удобрениями — их влияние на развитие растений (рост, цветение).
Февраль
Экскурсия в «Галантус». Подготовка растений к активному периоду вегетации. Формирование кроны, изучение методов прищипки в условиях комнатного цветоводства. Привлечение учащихся для обеспечения новыми видами растений школьного коридора. Полив по мере пересыхания земляного кома.
Март
Пересадка и протравливание клубней, корневищ и луковиц раствором марганцовки. Знакомство учащихся с паразитарными животными (нематодами), проникающих в сосуды растения через корневую систему. Изучение видоизмененных побегов, особенностей их строения.
Апрель
Переход к активному периоду жизнедеятельности растений. Активный полив и подкормка растений. Купание влаголюбивых. Пересадка сильно выросших растений, деление материнского растения на дочерние (вегетативное размножение)
Май
Подкормка растений к летнему периоду. Размещение в специально отведенном месте. Установка графика полива в летний период. Подкормка в течение лета. Взятие отростков и высадка их в школьной теплице.