"Утверждаю"
Директор МОУ "Лицей № 48"
г. Калуги
/Г.В. Зиновьева/

П Р О Г Р А М М А
Элективного курса
"Иридодиагностика в контексте изучения биологии человека"

Утверждена на МС МОУ
«Лицей № 48» г. Калуги
составитель: учитель биологии высшей квалификационной категории
Евсеева Э.А.
Объем различных форм работы:
Всего аудиторных занятий 30 ч.
В том числе:
Лекции 15 ч.
Практические занятия 11 ч.
Формы контроля - выступление на научных чтениях 4 ч.
Пояснительная записка
Центральное место в курсе иридодиагностики занимает постановка диагноза по глазам. При помощи иридодиагностики открываются новые возможности для реальной профилактики здоровья, поскольку, если предпосылки заболевания, его "послания", будут поняты прежде, чем болезнь проявится на физическом уровне, можно будет принципиально устранить нарушение еще на подступах.
Предлагаемый курс, основанный на синтезе медицины, психотерапии, анатомии человека способствует дальнейшему развитию знаний об организме человека. Дает возможность обобщить основные знания, установить связи между структурами организма и отображениях их на радужке глаза. Курс обеспечивает понимание научной картины организма, так как диагноз по глазам может дать информацию о трудностях связей между родственниками, о матрицах, заложенных во время беременности и родов, о семейных штампах, переданных по наследству, о задатках, дарованиях и сильных сторонах, а также о деформациях, слабостях и многом другом.
ПРЕДМЕТ КУРСА: "Иридодиагностика в контексте изучения биологии человека"
ЦЕЛЬ КУРСА: Формирование у школьников знаний об особенностях строения организма человека, отображение внутренних органов на радужной оболочке глаза.
Завершив изучение курса "Иридодиагностика в контексте изучения биологии человека" учащиеся должны:
1. Понимать целостность организма человека, взаимодействие всех органов.
2. Знать физиологические особенности здоровья человека.
З. Владеть основными понятиями анатомии, иридодиагностики.
4. Уметь применять полученные знания для поддержания здоровья собственного организма.
5. Знать основные элементарные методы диагностики по радужке глаза.
6. Уметь на основе диагностики реально оценивать будущее современного общества.

Содержание программы
Введение в иридодиагностику (1 ч.)
История иридодиагностики. Иридодиагностика между анализом органов и психотерапией. Целостный подход. Органы - больше, чем просто части тела.

Особенности организма человека, как целостной системы (5 ч.)
Клетка, как структурно-функциональная единица живого организма. Особенности физиологии систем органов человека: опорно-двигательной системы, покровной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, выделительной, системы органов размножения, нервной системы и эндокринной.

Основы анализа радужной оболочки (3 ч.)

Два основных типа глаз: голубые и карие.
Радужка: строение, изменение цвета глаз - цветовые пигменты, зрачок, структуры в радужке. Рельеф радужной оболочки.
Психологические аспекты в радужке и веках: левый глаз - отражение женского принципа, правый глаз - отражение мужского принципа. Глазные веки.

Болезни и их распознание по глазам (6 ч.)
Зоны органов в радужке. Истоки иридодиагностики.
Органы и картина их болезней. Органы чувств. Заболевания дыхательной системы. Сердечно-сосудистая система. Печень - барьерная роль печени. Желчный пузырь. Выделительная система. Пищеварительная система: желудок, кишечник. Опорно-двигательная система: позвоночник. Лимфатическая система.

Упражнения (2 ч.)
Пример анализа. Исследуем себя.

Исследовательская работа (13 ч.)
Сбор материала среди учащихся МОУ "Лицей № 48" (фотографирование радужной оболочки глаз). Диагностика собранного материала. Соотношение результатов исследования и данных школьного медицинского кабинета. Выполнение проекта исследования, выступление на научных чтениях различного уровня.

Тематическое планирование

(1-2 полугодие, 1 час в неделю)

Список литературы
Тематическое планирование (1-2 полугодие, 1 час в неделю)
№ урока Тема, содержание занятия Форма проведения
1. История иридодиагностики. Иридодиагностика между анализом органов и психотерапией. Целостный подход. Органы — больше, чем просто части тела. Лекция
2. Клетка, как структурно-функциональная единица живого организма. Лекция, семинар
3. Особенности физиологии систем органов человека: опорно-двигательной системы, покровной. Лекция, семинар
4. Особенности физиологии дыхательной, кровеносной систем организма Лекция, семинар
5. Особенности физиологии пищеварительной и выделительной систем Лекция, семинар
6. Системы органов размножения, нервная система и эндокринная. Лекция, семинар
7. Два основных типа глаз: голубые и карие. Лекция
8. Радужка: строение, изменение цвета глаз — цветовые пигменты, зрачок, структуры в радужке. Рельеф радужной оболочки. Лекция
9. Психологические аспекты в радужке и веках: левый глаз — отражение женского принципа, правый глаз — отражение мужского принципа. Глазные веки. Лекция
10. Зоны органов в радужке. Истоки иридодиагностики. Лекция
11. Органы и картина их болезней. Органы чувств. Лекция
12. Заболевания дыхательной системы. Лекция
№ урока Тема, содержание занятия Форма проведения
13. Сердечно-сосудистая система. Лимфатическая система Лекция
14. Печень — барьерная роль печени. Желчный пузырь. Пищеварительная система: желудок, кишечник. Лекция
15. Опорно-двигательная система: позвоночник. Выделительная система. Лекция
16. Практическая работа: пример анализа радужной оболочки. Лаборатория
17. Практическая работа: исследуем себя Лаборатория
18-30. Практическая работа: пример анализа радужной оболочки. Сбор исследуемого материала (фотографирование радужной оболочки глаза желающих учащихся). Обработка информации по проделанным практическим занятиям (лабораториям). Соотнесение данных школьного медицинского кабинета. Обобщение собранной информации, написание проекта для отчета о проделанной работе.
Литература
1. О.А. Данилюк "Практическая иридодиагностика и фитотерапия" - Ростов-на-Дону, 2006 г.
2. Вельховер Е.С. "Клиническая иридология". - М.; "Орбита", 1992 г.
3. И. Мюллер-Маккерт "Диагностика заболеваний по радужной оболочке глаза". - "Мир книги", 2007 г.
4. Питер Джексон-Мейн "Иридодиагностика для всех" (Как по глазам определить факторы риска и найти свой путь к здоровью). - М. Росмен, 2005 г.