«Чемпионы»
Наш девиз:
Максимум спорта, максимум смеха!
Так мы быстрее добьемся успеха,
Если другой класс впереди,
Мы ему скажем: «Ну погоди!»
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и
определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых
происходит его формирование как личности:
он должен быть подготовлен к труду;
к семейной жизни;
к выполнению гражданских обязанностей.
В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.
Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в
свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем
эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы.
Изменяется отношение к школе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники
готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи
со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.
Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.
Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период
растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.
Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим:
ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой
независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.
В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной.
Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных
проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.
Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть
до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”,
ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.
Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования.
Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно,
либо слушают эмоционально, напряженно.
Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте
повышается интерес к художественной и философской литературе.
http://psiholog.zo1272.edusite.ru/p116aa1.html